Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении влияния индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств личности;
2. охарактеризовать эмоциональную устойчивость личности в условиях учебной деятельности;
3. описать способы и приемы изучения индивидуально-типологических свойств личности и ее эмоциональной устойчивости в условиях учебной деятельности.

Содержание

Введение
1.1 Понятие индивидуально – типологических свойств личности
1.2 Теоретические подходы
1.3 Эмоциональная устойчивость личности в условиях учебной деятельности
ГЛАВА II: Методы исследования индивидуально - типологических свойств личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

5. Метод цветовых выборов МЦВ - проективный тест, выявляющий особенности актуального состояния, весьма эффективный при изучении динамики уровня тревожности.

6. Метод портретных выборов МПВ, модифицированный тест восьми влечений Сонди, глубинный проективный тест направленный на изучение бессознательных аспектов личности, базирующихся на восьми основных влечениях.

7. Разработанный автором монографии Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), позволяющий оценить уровень агрессии и сопротивления личности средовым влияниям, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.

8. Рисованный апперцептивный тест РАТ (оригинальный авторский тест , продлжающий лучшие аспекты Тематического апперцептивного теста Мюррея в более практичном и современном варианте), раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.

9. Мотивационный тест Хекхаузена, позволяющий оценить силу и направленность мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Для изучения уровня интеллекта и когнитивных функций наиболее эффективными для применения в разных целях являются:

10. Шкала измерения интеллекта Векслера, оценивающая интеллект и тип мышления индивида с помощью 11 субтестов.

11. Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью.

12. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Иногда в проведенном исследовании использовались 16-факторный метод исследования личности Кеттелла и Роршах-тест в адаптации Белого. Однако надежность опросника Кеттелла оказалась значительно ниже по сравнению с Многофакторным методом исследования личности СМИЛ, данные которого перекрывали с избытком интерпретацию 16-факторного теста, в связи с чем здесь изложение этой методики не приводится. Что касается проективного теста Роршаха, то он является прекрасным дополнением к любому набору психодиагностических тестов и нередко позволяет окончательно развеять остающиеся сомнения. Однако изложение основ этого теста заняло бы слишком много места, поэтому имеет смысл отослать заинтересованного читателя к изданной в 1993 г. книге И.Б.Белого "Роршах-тест. Практика и теория".

Для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.

Таким образом, с помощью разных наборов психодиагностических тестов можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на поверхности, скрытые ресурсы человека, но также определить степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать его поведение в непредвиденных и сложных ситуациях.

 

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрена эмоциональная устойчивость в условиях учебной деятельности и ее обусловленность индивидуально-типологическими свойствами личности.

В работе изучено влияние индивидуально – типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности. Проанализированы основные теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств  личности:

1.      Темперамент – подходы Гиппократа, Кречмера;

2.      Характер – подходы Кеттела, Фромма, акцентуаций характера А.Е. Личко и К. Леонгарда.

Описаны основные методы и способы изучения индивидуально – типологических свойств личности. Имеется характеристика эмоциональной устойчивости, а условиях различных видов деятельности и учебной деятельности в частности.

В работе описана возможная взаимосвязь индивидуально – типологических свойств личности с эмоциональной устойчивостью в условиях учебной деятельности на основе теоретической гипотезы данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.-  Казань, 1987.

2.      Аллагулов Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности и темперамента. – Пермь, 1971. – С. 45-70

3.      Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С. 71-77

4.      Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Автореф. Дис. …канд. Наук. – Спб., 1996

5.      Блудов Ю.М. Надежность в спорте.-М.,1985,С.78

6.      Изюмова С.А. , Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. – 1978. - №5. – С. 128-133

7.      Ильин Е.П.  Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2002. – 752с.

8.      Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964

9.      Леонгард К.  Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Берлин.,1976.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л., 1983.

11. Лукьянова О.Н. и др. Психофизиологические основы успешной деятельности человека-оператора // VII научно-технический семинар: Тезисы докладов «контроль состояния человека – оператора». – М., 1975

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979. С. 133-151.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб, 2000

14. Сиротин О.А. Некоторые психологические корреляты эмоциональной устойчивости спортсменов // Новые исследования в психологии. – 1974. - №1/9. – С. 62-65

15. Славина Л.С.  Дети с аффективным поведением. – М., 1966

16. Суворов Г.Б. Некоторые устойчивые связи свойств нервной системы и личности у мужчин – спортсменов // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. – Л., 1981. – С. 123 – 130

17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 2 т. / Х. Хекхаузен. -  СПб., 2003. – 2 т.

18. Шварц А.М. Чувства // Психология: Учебник. – М.,1948

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 1.
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела
"Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)

Обозначение фактора

Название фактора по Кеттелу

Качество, соответствующее высокой оценке по фактору

Качество, соответствующее низкой оценке по фактору

A

Отзывчивость-отчужденность

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Циничный, жестокий, безразличный

B

Интеллект

Сообразительный, абстрактно мыслящий

Глупый, конкретно мыслящий

C

Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость

Зрелый, реалистичный, спокойный

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

E

Доминантность-подчиненность

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Застенчивый, скромный, покорный

F

Рассудительность-беспечность

Серьезный, молчаливый

Беззаботный, полный энтузиазма

G

Сознательность-безответственность

Ответственный, моралистический, стоический

Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный

H

Смелость-робость

Предприимчивый, раскованный

Неуверенный, замкнутый

I

Жесткость-мягкость

Опирающийся на свои силы, независимый

Цепляющийся за других, зависимый

L

Доверчивость-подозрительность

Принимающий условия

Упорный на грани глупости

M

Мечтательность-практичность

Творческий, артистичный

Консервативный, приземленный

N

Дипломатичность-прямолинейность

Социально опытный, сообразительный

Социально неуклюжий, непретенциозный

O

Склонность к опасениям – спокойствие

Беспокойный, озабоченный

Спокойный, самодовольный

Q1

Радикализм-консерватизм

Вольнодумно либеральный

Уважающий традиционные идеи

Q2

Самодостаточность-конформизм

Предпочитающий собственные решения

Беспрекословно следующий за другими

Q3

Недисциплинированность-контролируемость

Следующий собственным побуждениям

Пунктуальный

Q4

Расслабленность-напряженность

Сдержанный, спокойный

Переутомленный, возбужденный


 

 

 

2

 



[1] Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985. Ч (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)

[2] Леонгард К.  Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Берлин.,1976.

 

[3] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л., 1983.

[4]       Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.-  Казань, 1987

 

[5] Блудов Ю.М. Надежность в спорте.-М.,1985,С.78

[6]       Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С. 71-77

 


Информация о работе Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности