Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении влияния индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств личности;
2. охарактеризовать эмоциональную устойчивость личности в условиях учебной деятельности;
3. описать способы и приемы изучения индивидуально-типологических свойств личности и ее эмоциональной устойчивости в условиях учебной деятельности.
Введение
1.1 Понятие индивидуально – типологических свойств личности
1.2 Теоретические подходы
1.3 Эмоциональная устойчивость личности в условиях учебной деятельности
ГЛАВА II: Методы исследования индивидуально - типологических свойств личности
Заключение
Список литературы
Люди, обладающие способностью контролировать свои эмоции имеют такую черту характера как эмоциональная устойчивость, согласно данным, полученным использованием методики 16-факторный опросник Кеттела (форма А).
Так же наблюдается взаимосвязь между различными акцентуациями характера и эмоциональной устойчивости. Некоторые ученые, такие как Л.М. Шварц, Н.Д. Левитов, Дж. Гилфорд, считали, что частая смена эмоциональных состояний и настроений говорит об эмоциональной неустойчивости. Преобладание пессимистического настроя и негативных эмоциональных состояний способствует эмоциональной неустойчивости.
По теории А.Е. Личко данными характеристиками обладают следующие типа акцентуации характера:
1. Циклоидный – личность данной акцентуации склонна к перепадам настроения;
2. Лабильный – у таких людей довольно часто меняется настроение продуктивность их деятельности зависит от сиюминутного эмоционального состояния;
3. Эпилептоидный – склонны к смене настроения чаще наблюдается пессимистическое
Согласно описанию К. Леонгарда следующие типы акцентуации характера эмоционально неустойчивы на основе частых перемен настроения:
1. Дистимный – при данном типе наблюдается преобладание пессимистического настроя;
2. Экзальтированный – наблюдается частая смена настроения
Такие черты личности как тревожность, обидчивость, замкнутость, негативизм и склонность к фрустрации, низкая способность к адаптации, лежат в основе эмоциональной неустойчивости (согласно подходам Л.С. Славиной и Л.П. Баданиной ). В теории А.Е. Личко подобные характеристики имеют:
1. Циклоидный – такие люди раздражительны;
2. Психастенический – склонность к нерешительности и тревожности.
По К. Леонгарду: Тревожный – имеет склонность к страхам и фрустрации.
В подходе Я. Рейковского эмоциональная чувствительность способствует эмоциональной неустойчивости. По А.Е. Личко таким типом является сензитивный, а по К. Леогарду – это возбудимый, эмотивный и экзальтированный.
Соответственно для эмоционально устойчивых людей характерны контроль за собственными эмоциями, способность сдерживать негативные эмоциональные состояния, сила воли, самообладание, стрессоустойчивость.
Следовательно, к эмоционально устойчивым можно отнести педантичный тип – такие люди склонны сдерживать свои эмоции, интровертированный тип личности так же обладает сдержанностью.
Устойчивые качества личности рассматривал Дж. Кеттел. Методика 16- факторный опросник, разработанный им, выявляет основные черты личности, составляющих структуру характера.
В зависимости от оценки фактора, высокой или низкой значимости, можно говорить о том или ином типе характера.
Существуют различные подходы к понимаю такой характеристики как эмоциональная устойчивость. Чаще всего ее связывают с эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы. С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин (1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых - обусловленная опытом, умениями.
С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:
1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).
Учебная деятельность - один из основных видов человеческой деятельности, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):
1) учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача - это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.
В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:
- мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
- осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
- направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала, его понимание и усвоение (здесь же присутствуют и разнообразные элементы воображения); работа памяти как системного процесса, состоящего из запоминания, сохранения и воспроизведения материала, как процесса, неотрывного от мышления;
- практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификой учебного предмета.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.
Для того, чтобы определить характер человека, его способности и наклонности, а также стиль общения с окружающими, существует большое количество различных психологических методик. Психодиагностика представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтвержденной достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора.
При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие:
1) врожденные типологические свойства,
2) характер, формирующийся в процессе взаимодействия врожденных свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды и
3) направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность, которая ограничивает вероятностный выбор человека. Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а нарастание интенсивности признаков отражает акцентированные типологические черты и дезадаптивные формы переживания и поведения.
Третий вектор направлен на изучение динамики индивидуально-личностных характеристик под влиянием ситуации, в стрессе, при эмоциональной напряженности, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости.
Исследование проводится с использованием в сравнительном анализе специально подобранных психодиагностических методик, в числе которых в разном сочетании оптимальными являются следующие тесты:
1. ИТО - оригинальный, разработанный автором монографии индивидуально-типологический опросник (91 пункт), с помощью которого можно определить приведенные выше ведущие тенденции.
2. ИТДО - детский вариант ИТО (61 пункт), для детей 10-15 лет.
3. Метод диагностики межличностных отношений ДМО (адаптированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом "Я", а также оценку им значимых окружающих в сравнении с их идеальным образом.
4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI (полный, с использованием дополнительных шкал - 566 утверждений, и сокращенный - 397 утверждений, взрослый - мужской и женский - и подростковый варианты). Это - полупроективный тест, исподволь выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы.