Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении влияния индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств личности;
2. охарактеризовать эмоциональную устойчивость личности в условиях учебной деятельности;
3. описать способы и приемы изучения индивидуально-типологических свойств личности и ее эмоциональной устойчивости в условиях учебной деятельности.

Содержание

Введение
1.1 Понятие индивидуально – типологических свойств личности
1.2 Теоретические подходы
1.3 Эмоциональная устойчивость личности в условиях учебной деятельности
ГЛАВА II: Методы исследования индивидуально - типологических свойств личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2-го курса, группа До-II.5

Евдокимов Александр Николаевич

 

Научный руководитель: к.п.н., доцент факультета дистанционного обучения Кургинян Сергей Сергеевич

 

 

 

 

Москва 2011


Оглавление

Введение

1.1 Понятие индивидуально – типологических свойств личности

1.2 Теоретические подходы

1.3 Эмоциональная устойчивость личности в условиях учебной деятельности

ГЛАВА II: Методы исследования индивидуально - типологических свойств личности

Заключение

Список литературы

 


Введение

Актуальность исследования: данная работа представляет интерес для практических психологов, педагогов и методистов. Обучение, построенное с учетом индивидуально – типологических свойств личности на данный момент играет важную роль в процессе обучения.

Индивидуально – типологические особенности влияют на эмоциональную устойчивость, а значит можно создать программы обучения, дающие большую результативность, чем программы без учета индивидуальных особенностей обучающихся.  Также данная работа актуальна в собственно процессе обучения и подходах к обучающимся.

Тема исследования: «Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности»

Объект: эмоциональная устойчивость.

Предмет: влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.

Цель исследования состоит в изучении влияния индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности.

Задачи исследования:

1.      проанализировать теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств  личности;

2.      охарактеризовать эмоциональную устойчивость личности в условиях учебной деятельности;

3.      описать способы и приемы изучения индивидуально-типологических свойств личности и ее эмоциональной устойчивости в условиях учебной  деятельности.

Теоретическая гипотеза исследования строится на предположении о том, что эмоциональная устойчивость в условиях учебной деятельности обусловлена индивидуально-типологическими свойствами личности.
ГЛАВА I: Теоретические подходы к изучению индивидуально-типологических свойств личности

 

1.1 Понятие индивидуально – типологических свойств личности

 

Индивидуально-типологические свойства личности – характерные особенности, отличающие одного индивида от другого. В данной работе рассматриваются такие индивидуально - типологические особенности личности как темперамент и характер.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

 

Характер человека проявляется:

               1. В том, как он относится к другим людям;

               2. Характер проявляется в отношении человека к себе;

               3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;

               4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.

 

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий. К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Характер – во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Данные индивидуально – типологические особенности личности затрагивают многие сферы жизни человека, они влияют на различные виды деятельности человека, так внимательность, собранность, трудолюбие, особенности мышление, скорость протекания мыслительных процессов, особенности мышления, а также многие другие характеристики связаны с характером и темпераментом.

1.2 Теоретические подходы

Б. М. Теплов утверждал, что «темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой»[1]. Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

 

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.

Впервые типы темпераменты выделяет Гиппократ. В основу деления людей по различным темпераментам он взял жидкость, находящуюся в организме. Так, если преобладает черная желчь, человека следует отнести к меланхолику, если желчь желтая – к холерику, если преобладает лимфа – к флегматику, а если кровь – к сангвинику.

Каждый из типов темперамента имеет свои особенности:

- меланхолик впечатлителен, раним, не может контролировать собственные эмоциональные переживания;

- флегматик упорный, настойчивый, спокойный и уравновешенный, его интересы и настроение зачастую устойчивы и редко меняются;

- холерик быстр, его эмоциональные настроения меняются очень часто;

- сангвиник подвижен, у него наблюдается частая смена настроений, продуктивность его работы зависит от его интереса к ней, как только интерес будет потерян – работа будет выполняться некачественно.

Э. Кречмер выделил 4 типа согласно конституционной типологии: лептосоматик, атлетик, диспластик, пикник.

И. П. Павлов занимался исследованием условно-рефлекторной деятельности. В его работах скорость и точность образования условных рефлексов и затихание их связано с такими свойствами нервной системы как сила возбуждения, торможения, уравновешенность и подвижность.

В основе выделения типологии характеров лежат типические черты, каждая из которых выражается в поведении человека. Выделяются также акцентуации характера. Они представляют собой особенности характера, в которых одни черты преобладают, вследствие чего человек реагирует на определенные воздействия и устойчив к другим воздействиям.

 

Типологическая модель К. Леонгарда[2].

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций. Он разделяет:

1. акцентуации, связанные с темпераментом, врожденные, природные;

2. акцентуации, связанные с характером, социально – обусловленные

3. акцентуации, связанные с личностью.

К первому виду относят гипертимный, дистимический, аффективно – лабильный (циклотимический), аффективно – экзальтированный, тревожный и эмотивный типы личности.

Ко второму – демонстративный, застревающий, педантический и возбудимый типы личности.

К третьему – экстравертированный и интравертированный типы.

В своих трудах он использует понятие «акцентуация личности», которое затем заменяется А. Е. Личко на «акцентуацию характера», считая понятие личности слишком комплексным.

Классификация акцентуаций.

Гипертимные личности.

Дистимические личности.

Циклотимические личности.

Аффективно – экзальтированные личности.

Тревожные личности.

Эмотивные личности.

Демонстративные личности.

 

В отличие от теории Леонгарда, ориентированную на взрослых, данная модель ориентирована на подростков. Она захватывает не только крайние проявления нормы, но и патологические отклонения. Также Личко использует в своих работах другой термин. В отличие от работ Леонгарда, где фигурирует понятие «акцентуация личности», А. Е. Личко вводит понятие «акцентуация характера», считая первое слишком комплексным: «Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении», - поясняет он в своих работах.

А. Е. Личко выделяет следующие типы[3]:

1. Гипертимный

2. Циклоидный

3. Лабильный

4. Сензитивный

5. Шизоидный

6. Психоастенический

7. Астено – невротический

8. Неустойчивый

9. Эпилептоидный              

10. Конформный

11. Истероидный

Э.Фромм выделил три основных типа социальных характеров:

1) мазохист

2) разрушитель

3) конформист

 

Индивидуально-типологические свойства личности могут быть связаны с эмоциональной устойчивостью. По мнению Л.М. Аболина, эмоциональная устойчивость и продуктивность выполняемой деятельности человека, тесно связаны. [4]

Отвлечение от процесса выполнения работы можно объяснить эмоциональной неустойчивостью.

Учебная деятельность представляет собой одну из видов деятельностей человека. Успешное решение учебных задач, предполагает эмоциональную регуляцию для достижения результата.

Качество выполняемой деятельности зависит от степени интенсивности, переживаемых личностью, эмоциональных состояний.

Успешность деятельности определяется оптимальной степенью интенсивности эмоциональных проявлений.

При выполнении сложных задач учебной деятельности сильное эмоциональное возбуждение может негативно сказаться на результатах, поэтому эмоциональная устойчивость является важной способностью в обучении. Обучающийся испытывает влияние различных стрессовых факторов. Ярким примером такого стрессового воздействия может служить экзамен или итоговый контроль за успеваемостью.

 

Различные типы темперамента как индивидуально-типологическое свойство личности могут оказывать влияние на эмоциональную устойчивость личности.

 

С точки зрения В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудова надежность выполнения деятельности напрямую связана с эмоциональной устойчивостью: «Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента… позволяющее надежно выполнять целевые задачи»[5] (Блудов Ю.М. Надежность в спорте.-М.,1985,С.78)

 

О.А.Сиротин связывал силу и подвижность нервной системы с эмоциональной устойчивостью. Согласно теории О.Н. Лукъяновой люди с эмоциональной устойчивостью обладают большей подвижностью процессов нервной системы и имеют нервную систему слабого типа. Следовательно, наиболее эмоционально устойчивыми типами личности можно считать людей с меланхолическим и с сангвиническим  типами темперамента. Р.И. Аллагулов считал что эмоциональная устойчивость характерна для слабой нервной системы, т.е. только тип темперамента – меланхолик.

Однако С.А. Июмова и Н.А. Аминов считали, что между подвижностью нервной системы и эмоциональной устойчивостью связь существует, а между силой нервной системы и эмоциональной устойчивостью она отсутствует[6]. Согласно теории Г.Б. Суворова люди обладающие способностью контролировать эмоции, имеют сильную нервную систему и инертность торможения. Следовательно, наиболее эмоционально устойчивыми считаются люди с флегматическим типом темперамента.

Следует учесть, что свойства нервной системы оказывают сильное влияние на эмоциональную устойчивость в самом начале овладения, какими - либо видами деятельности, пока еще не сформированы навыки, и действия не доведены до автоматизма. Поскольку с течением времени и приобретением опыта организация действий при выполнении задач деятельности обуславливается умениями и навыками. Значит, выявить природную эмоциональную устойчивость лишь на этапе овладения конкретными видами деятельности. 

Информация о работе Влияние индивидуально-типологических свойств личности на эмоциональную устойчивость в условиях учебной деятельности