Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:48, реферат
Цель нашего исследования – выяснить, в чем заключаются психологические особенности развития внимания младших школьников.
Задача - изучить библиографический аппарат по теме исследования.
Введение 2
1. Сущность внимание 3
1.1. Понятие внимания в психологии 3
1.2. Виды внимания 4
1.3. Основные свойства внимания 6
2. Развитие концентрации внимания 8
Заключение 10
Библиография 11
Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев.
Занятие
может быть индивидуальным или групповым.
Каждому ребенку раздается
Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.
Это
задание рекомендуется
1.
Игра проводится в
2.
Проигрыш не должен вызывать
чувства неудовольствия, поэтому
можно ввести «веселые штрафы»:
3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.
4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
5.
Проверка выполнения задания
в групповых занятиях
Практика
работы с этим заданием показывает,
что после первых 3—4 недель занятий
наблюдается сокращение ошибок в 2—3
раза в письменных заданиях. Для
закрепления навыков
Итак, изучив литературу по теме реферата, мы пришли к следующим выводам:
Внимание-
это активная направленность сознания
человека на те или иные предметы и явления
действительности или на определённые
их свойства, качества при одновременном
отвлечении от всего остального. Именно
внимание определяет, что из окружающего
мира выделит, увидит, услышит, запомнит
ребёнок, что и как войдёт в систему его
знаний. Поэтому интересен и важен период
обучения детей в начальной школе. В поле
внимания младших школьников попадает
много нового, у них возникают яркие впечатления.
Однако особенностью внимания детей этого
возраста является непроизвольность,
легкая переключаемость, не большой объём.
Это не позволяет надолго сосредоточится
на одном предмете или действии. Младшие
школьники обращают внимание лишь на то,
что вызывает их непосредственный интерес.
Именно невнимательность и является одной
из причин плохой успеваемости. Учебные
задания содержат больше новой информации,
а процесс их выполнения требует более
длительного сосредоточения. И чтобы справится
со всем этим, нужно уметь управлять своим
вниманием, подчинять его своей воле. Помочь
в этом может работа по развитию внимания,
его основных свойств: концентрации, объёма,
переключения, распределения и устойчивости.
Это будет влиять не только на его собственную
продуктивность, но и на уровень функционирования
познавательной сферы в целом.
1.
Басова Н.В. Педагогика и
2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики //Начальная школа. – 1990. – № 7, – 1991. – № 7, – 1992. – № 7, – 1993. – № 7.
3.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л.
Экспериментальное
4.
Головин С.Ю. Словарь
5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.:Педагогика, 1972. –
6. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: «Академика», 1999. – 160 с.
7.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю
о психологии детей
8. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. Начальная школа. – 1994. – № 8 – с. 28-29.
9. Лебедева В.П., Панов В.И. Учителю о психологии. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 304 с.
10.
Левитина С.С. Можно ли
11.
Левитов Н.Д. Детская и
12. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.