Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:14, контрольная работа
На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального.
Министерство образования и науки РФ
Волгоградский
государственный архитектурно-
Контрольная работа
По дисциплине «Психология и педагогика»
на тему
Внимание
и его виды
Выполнил:
Студент гр. ЭУН-09 сокр.309437
Калугина Т.Н.
Проверил:
Галенко
М.В.
Волгоград-2011
Введение.
На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального. То есть мы всегда воспринимаем что-то, представляем что-то, размышляем и думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывается с вниманием.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
В исследовании проблем внимания принимали участие различные психологи, это такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.
Под
вниманием мы понимаем целенаправленный
процесс отбора нужной нам информации,
обеспечение избирательных программ действий
и сохранение постоянного контроля над
их протеканием. Избирательный процесс
нашего сознания, а в частности определяет
характер деятельности человека как в
восприятии ощущений, так и в двигательных
процессах и в мышлении. Если бы такой
избирательности не существовало, вся
поступающая неотобранная информация
накапливалась с такой скоростью, что
мы бы просто не успевали её воспринимать.
Следовательно, никакая умственная деятельность
не может быть возможна, психологические
процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому
нужно разграничить процессы и явления,
необходимые для концентрации внимания,
рассмотреть условия, образующие наиболее
полную структуру внимания как процесс
умственной и психологической деятельности.
Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности.
Внимание выражается всегда в ясности и отчетливости психических процессов, в точном выполнении связанных с ними действий. Оно имеет избирательный характер: из большого числа объектов только на некоторых сосредоточивается психическая деятельность. Благодаря этому при внимании деятельность смеет определенную направленность.
Внешние внимание выражается в движениях, облегчающих восприятие, с помощью которых мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности, движения затормаживаются. Так, если нам нужно внимательно рассмотреть какой нибудь предмет, мы поворачиваем голову в его сторону; когда мы внимательно что-нибудь слушаем ,мы наклоняем голову так, чтобы лучше слышать. При мимике сосредоточенности «в мире своих мыслей» происходит разведение осей глаз (говорят: «У человека отсутствует взор»). Отмечая роль внимания в отборе информации, которая становится предметом переработкив сознании в различные интервалы времени, К.Д. Ушинский писал, что «…внимание есть именно та дверь, черезкоторую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Основными функциями внимания являются следующие:
1.1. Физиологические основы внимания.
Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и его подкорковых образований. Подкорковые образования при этом выполняют не только роль генераторов активности (ретикулярная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток, но и фильтров, облегчяющих проведение значимых раздражителей и одновременно блокирующих проведение незначимых воздействий.
Важную роль в динамике внимания играют явление оптимаотного очага возбуждения (открытое И.П. Павловым) и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты (открытое А.А. Ухтомским). Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью и является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры. Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изминение природы раздрожителя или длительное его действие на одни и те же участки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки по закону последовательной индукции. Раздражители могут быть как первосигнальные (предметы, явления их необычность), так и второсигнальные –слова.
Доминанта отличается от подвижного оптимаотного очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя прцессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздрожители не могут отвлечь внимания и остаются незамеченными. Так, сильная концентрация внимания у человека наблюдается при увлеченности делом, при его высокой значимости для человека.
Таким образом, процессы внимания связаны не только с доминирующим возбуждением в участке коры, управляющем данным видом деятельности, но и с процессами торможения в других участках коры.
В возникновении произвольного внимания важная роль принадлежит взаимодействию первой и второй сигнальной системы (речи). Слово выступает как инструмент формулирования цели деятельности. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального и доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации (распространения) возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь первосигнальные раздрожители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.
Большое
значение в организации внимания
имеет выработка динамических стереотипов,
основанная на строгом режиме работы.
Она значительно облегчает
2.1 Колебание внимания.
Колебание внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебание внимания следует отличать от изменений его устойчивости: изминения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания, колебание же может быть даже при самом сосредоточенным и устойчивом внимании.
Периодичность колебания внимания хорошо показана в опытах с двойственным изображением. На рис. Изображены одновременно как бы две фигуры: усеченная пирамида, обращенная к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выхолом в конце. Если смотреть на этот рисунок даже с напряженным вниманием, последовательно, через определенные промежутки времени, можно видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов и есть колебание внимания.
Колебание внимания объясняется тем, что деятельность тех или иных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе сознания нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавшихнервных клетках ослабевает; возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с данными центрами.
2.2 Объем внимания.
Объем внимания характеризуется числом объектов или их элементов, которые могут быть одновременно (в один момент) восприняты с одинаково высокой степенью ясности и отчетливости. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Если показать испытуемому на мгновение таблицу с нарисованными на ней различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п. Испытуемый успеет увидеть ясно только некотоые из них Число объектов, правильно воспринятых в условиях мгновенного восприятия, длящегося не более 0,07 сек. (в такой краткий отрезок времени человек не успевает последовательно просмотреть ряд предъявленных объектов, а видит их одновременно, в одном акте сознания), и характеризует объем внимания. При восприятии букв (не связанных в слова) объем внимания у разных лиц или у одного и того же человека в разных условиях деятельности характеризуется 2-5 правильно воспринятыми и названными буквами.
Объект внимания может быть расширен путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности: она совершенствует процесс восприятия, и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов не изолированно, а группируя их по существенным связям.
2.3 Интенсивность внимания.
Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания, но бывают и моменты ослабленного внимания. Так, в состаянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, так как утомление нервной системы сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.
Физиологически интенсивность внимания обуславливается повышенным возбуждением в одних участках коры при одновременном торможении в других. Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данной деятельности.
2.4 Устойчивость внимания.
Устойчивостью внимания называется сохранение требуемой интенсивности его в течение длительного времени. Если внимание ненустойчиво, качество работы снижается.
Устойчивость внимания объясняется наличием вырабатанных в процессе практической деятельности динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стеореотипы не выработанны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры; затрудняется сосредоточение внимания и переключение его с элементом деятельности на другие и т. д.
Для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпах устойчивость внимания нарушается. Внимание становится неустойчивым и при чрезмерном объеме заданной работы, а также при однообразном, монотонном ее характере.
Устойчивость
внимания важна не только в учении,
но и в занятиях спортом. Например,
от футболистов требуется не только
большая интенсивность