Внимание и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология и педагогика»

на тему

Внимание  и его виды 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент гр. ЭУН-09 сокр.309437

                  Калугина Т.Н.

                  Проверил:

                  Галенко М.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Волгоград-2011

Введение.

     На  человека непрерывно воздействует много  предметов и явлений, обладающих различными свойствами. Из всего этого  в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом представлений, мыслей, чувств, отвлекаясь от всего остального. То есть мы всегда воспринимаем что-то, представляем что-то, размышляем и думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывается с вниманием.

     Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

     В исследовании проблем внимания принимали  участие различные психологи, это  такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.

      Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Избирательный процесс нашего сознания, а в частности определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности. 
 
 
 
 
 

  1. Понятие о внимание.

    Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности.

      Внимание  выражается всегда в ясности и  отчетливости психических процессов, в точном выполнении связанных с ними действий. Оно имеет избирательный характер: из большого числа объектов только на некоторых сосредоточивается психическая деятельность. Благодаря этому при внимании деятельность смеет определенную направленность.

      Внешние внимание выражается в движениях, облегчающих восприятие, с помощью которых мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности, движения затормаживаются. Так, если нам нужно внимательно рассмотреть какой нибудь предмет, мы поворачиваем голову в его сторону; когда мы внимательно что-нибудь слушаем ,мы наклоняем голову так, чтобы лучше слышать. При мимике сосредоточенности «в мире своих мыслей» происходит разведение осей глаз (говорят: «У человека отсутствует взор»). Отмечая роль внимания в отборе информации, которая становится предметом переработкив сознании в различные интервалы времени, К.Д. Ушинский писал, что «…внимание есть именно та дверь, черезкоторую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

  Основными функциями внимания являются следующие:

  1. отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности индивида, воздействий и игнорировании других несущественных, побочных, конкурирующих воздействий);
  2. удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов, определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;
  3. регуляция и контроль за протеканием деятельности;

    1.1. Физиологические основы внимания.

      Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и его подкорковых образований. Подкорковые образования при этом выполняют не только роль генераторов активности (ретикулярная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток, но и фильтров, облегчяющих проведение значимых раздражителей и одновременно блокирующих проведение незначимых воздействий.

      Важную  роль в динамике внимания играют явление  оптимаотного очага возбуждения (открытое И.П. Павловым) и явление господствующего  очага возбуждения, или доминанты (открытое А.А. Ухтомским). Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью и является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры. Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изминение природы раздрожителя или длительное его действие на одни и те же участки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки по закону последовательной индукции. Раздражители могут быть как первосигнальные (предметы, явления их необычность), так и второсигнальные –слова.

      Доминанта отличается от подвижного оптимаотного очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя прцессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздрожители не могут отвлечь внимания и остаются незамеченными. Так, сильная концентрация внимания у человека наблюдается при увлеченности делом, при его высокой значимости для человека.

      Таким образом, процессы внимания связаны не только с доминирующим возбуждением в участке коры, управляющем данным видом деятельности, но и с процессами торможения в других участках коры.

      В возникновении  произвольного внимания важная роль принадлежит взаимодействию первой и второй сигнальной системы (речи). Слово выступает как инструмент формулирования цели деятельности. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального и доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации (распространения) возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь первосигнальные раздрожители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

      Большое значение в организации внимания имеет выработка динамических стереотипов, основанная на строгом режиме работы. Она значительно облегчает возникновение  оптимального очага возбуждения и обеспечивает успех в деятельности.

  1. Основные свойства внимания.

    2.1 Колебание внимания.

  Колебание внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращается.

  Колебание внимания следует отличать от изменений его устойчивости: изминения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания, колебание же может быть даже при самом сосредоточенным и устойчивом внимании.

              Периодичность колебания внимания хорошо показана в опытах с двойственным изображением. На рис. Изображены одновременно как бы две фигуры: усеченная пирамида, обращенная к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выхолом в конце. Если смотреть на этот рисунок даже с напряженным вниманием, последовательно, через определенные промежутки времени, можно видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов и есть колебание внимания.

  Колебание внимания объясняется тем, что деятельность тех или иных нервных центров  не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе сознания нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавшихнервных клетках ослабевает; возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с данными центрами.

  2.2 Объем внимания.

  Объем внимания характеризуется числом объектов или их элементов, которые могут быть одновременно (в один момент) восприняты с одинаково высокой степенью ясности и отчетливости. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Если показать испытуемому на мгновение таблицу с нарисованными на ней различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п. Испытуемый успеет увидеть ясно только некотоые из них Число объектов, правильно воспринятых в условиях мгновенного восприятия, длящегося не более 0,07 сек. (в такой краткий отрезок времени человек не успевает последовательно просмотреть ряд предъявленных объектов, а видит их одновременно, в одном акте сознания), и характеризует объем внимания. При восприятии букв (не связанных в слова) объем внимания у разных лиц или у одного и того же человека в разных условиях деятельности характеризуется 2-5 правильно воспринятыми и названными буквами.

  Объект  внимания может быть расширен путем  осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое  значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности: она совершенствует процесс восприятия, и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов не изолированно, а группируя их по существенным связям.

  2.3 Интенсивность внимания.

  Внимание  в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания, но бывают и моменты ослабленного внимания. Так, в состаянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, так как утомление нервной системы сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

  Физиологически  интенсивность внимания обуславливается повышенным возбуждением в одних участках коры при одновременном торможении в других. Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данной деятельности.

  2.4 Устойчивость внимания.

  Устойчивостью внимания называется сохранение требуемой интенсивности его в течение длительного времени. Если внимание ненустойчиво, качество работы снижается.

  Устойчивость  внимания объясняется наличием вырабатанных в процессе практической деятельности динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стеореотипы не выработанны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры; затрудняется сосредоточение внимания и переключение его с элементом деятельности на другие и т. д.

  Для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный  темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпах устойчивость внимания нарушается. Внимание становится неустойчивым и при чрезмерном объеме заданной работы, а также при однообразном, монотонном ее характере.

  Устойчивость  внимания важна не только в учении, но и в занятиях спортом. Например, от футболистов требуется не только большая интенсивность внимания, позволяющая в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и умение сохранять эту интенсивность на высоком уровне в течение всей игры.

Информация о работе Внимание и его виды