Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:37, контрольная работа
Среди психических явлений внимание занимает основное место: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, выражает интересы направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимой предпосылкой успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности человека.
1. Внимание
Среди психических явлений внимание занимает основное место: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, выражает интересы направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимой предпосылкой успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности человека.
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Способность произвольно направлять и сосредотачивать внимание выражает активность личности. Внимание, как особенность психической жизни человека, сложилось в процессе трудовой деятельности. Это отмечал К. Маркс: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения»…
1.1. Функции, виды и свойства внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняют много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде его деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
В психической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других – эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивном внимании, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте внимания. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями, вызванные данным объектом. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение. Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение внимания на объекте в особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может вызвать непроизвольное внимание у школьников, изменяя громкость голоса и темп речи. Монотонная, невыраженная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. А выразительная речь приковывает внимание своей формой. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. С этой особенностью внимания следует считаться, используя на уроках наглядные пособия. Если учитель сразу развесит наглядные пособия, которые нужны ему во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов товарищей, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну: и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания. По этой же причине целесообразнее устраивать в школе сменные выставки картин и т.д. Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостанавливать объяснение, сделать паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем высказывать им замечание. Непроизвольное внимание может быть вызвано такими причинами как соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, значимость раздражителей, влияние прошлого опыта, общая направленность личности, её интересов и др. Предмет, удовлетворяющий потребность, перестает привлекать непроизвольное внимание.
Произвольное внимание называют активным или волевым. Все термины показывают, что в сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. От непроизвольного оно отличается не только по характеру происхождения и формирования, но и по способам осуществления. Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенную задачу, сознательную цель, нередко прилагая волевые усилия. Волевое усилие переживается как напряжение, необходимое для решения поставленной цели, которая помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях. Произвольное внимание, будучи свойством личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Тритий вид внимания – послепроизвольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое усилие, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание связано с особенностями непроизвольного и произвольного внимания, но и отличается от них. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, идущее от предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а её результат личностно значим.
По тому, находится ли объект внимание во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное и внутреннее. Внешненаправленное внимание регулирует физическую деятельность человека. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли. Поддерживать внутреннее внимание помогают редуцированные внешние действия: шевеление губами, проговаривание отдельных слов, жестикуляция и т.д. Без внутреннего внимания невозможно моделирование будущего действия и его последствий, оно является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать связанно с развитием внутреннего внимания.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключением, интенсивностью, колебанием.
Объем внимания. Это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определенного объема внимания показывают группу из 10-12 объектов (цифры, буквы и т.д.) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Это время. Достаточное для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие, но совершенно недостаточное для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый называет лишь некоторые предметы, а об остальных говорит: что-то было, но не обратил внимания. Для отражения всех предметов, попадающих в поле зрения, необходимо более длительное время. У взрослых людей объем внимания равен 4-6 объектам, не связанными между собой. Можно увеличить объем внимания, объединяя предметы в группы и этим уменьшая количество объектов, воспринимаемых их отдельные единицы.
Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Реальные условия деятельности требуют постоянного распределения внимания. Умение распределять внимание воспитывается. Общеизвестно, что начинающий учитель не видит каждого учащегося в классе, иногда допускает ошибки в рассказе и не замечает их в ответах учеников. Это связано с тем, что неопытный учитель не умеет распределять и организовывать своё внимание. Единственным объектом для него является материал, который он излагает. Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постоянно становится существенной чертой личности.
Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте концентрация. Концентрация выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость» внимания, невозможность отвлечь его от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объектом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможности сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или один вид деятельности.
Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Свойством противоположности устойчивости, будет отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания. Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственности изображений. Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени заметно не влияют на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности. Но, как показывают наблюдения, через 15-20 минут колебания внимания приводит к произвольному его отвлечению от объекта.
Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение, в отличие от отвлечения внимания, происходит осознанно. Отвлекаясь человек, меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем то другим или отдохнуть. Физиологическая основа переключения – торможение существовавшего оптимального очага возбуждения и формирования нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Переключение внимания зависит от характера объектов. Значительно облегчает перенос внимания интерес к предмету и осознание его значимости для человека. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного к более значимому для личности предмету. Большое значение имеет привычка переключать внимание в определенных условиях.
2. Основные методы статистической обработки данных в экспериментальной психологии
Основными методами статистической обработки данных в экспериментальной психологии являются:
1) корреляционный анализ;
2) регрессионный анализ;
3) дисперсионный анализ;
4) факторный анализ
Корреляционный анализ. При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. С этой целью можно использовать два разных способа: параметрический метод расчета коэффициента Браве-Пирсона (г) и вычисление коэффициента корреляции рангов Спирме-на (rs), который применяется к порядковым данным, т.е. является непараметрическим.
Коэффициент корреляции - это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, а при полной отрицательной минус 1.
На графике этому соответствует прямая линия, проходящая через точки пересечения значений каждой пары данных.
В случае же если эти точки не выстраиваются по прямой линии, а образуют «облако», коэффициент корреляции по абсолютной величине становится меньше единицы, а по мере округления этого «облака» приближается к нулю.
В гуманитарных науках корреляция считается сильной, если ее коэффициент выше 0,60; если же он превышает 0,90, то корреляция считается очень сильной. Однако для того, чтобы можно было делать выводы о связях между переменными, большое значение имеет объем выборки: чем выборка больше, тем достовернее величина полученного коэффициента корреляции. Существуют таблицы с критическими значениями коэффициента корреляции Браве-Пирсона и Спирмена для разного числа степеней свободы (оно равно числу пар за вычетом 2, т. е. п-2). Лишь в том случае, если коэффициенты корреляции больше этих критических значений, они могут считаться достоверными. Так, чтобы коэффициент корреляции 0,70 был достоверным, в анализ должно быть взято не меньше 8 пар данных (h=n-2=6) при вычислении г и 7 пар данных (h=n-2=5) при вычислении rs.