Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:00, реферат
Тема выбранной мною работы является крайне значимой и поистине интересной для изучения. Восприятие и ощущение – это неразрывные части единого процесса отражения действительности. Они позволяют человеку сформировать уникальную картину мира, изображенную, воспринятую и ощущенную в цветах и звуках. Многие ученые, осознавшие роль, влияние «восприятия и ощущения» на поведение индивида, посвятили свою трудовую деятельность изучению данных сложных процессов, их сходств и различий.
Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Исторически и логически исходной формой познания является чувственное познание. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему в результате возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятие являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Понятие «ощущение»……………………………………………………...... 4
Как протекает познавательный процесс «ощущение»?........................ 4
Виды ощущений……………………………………………………… 5
Пороги чувствительности……………………………………………………7
Основные свойства ощущений………………………………………………9
Понятие «восприятие»……………………………………………………....12
Виды восприятий………………………………………………………..13
Свойства восприятия……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….19
Абсолютная –
наименьшая сила раздражителя, при
которой возникает едва заметное ощущение
К различию – наименьшая прибавка к силе
раздражителя, при которой возникает едва заметное различие
Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.
Также хотелось бы отметить: органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.
Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.
Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.
Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Большой дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека – от полного отключения мозга, впадения в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций.
Явление сенсорной депривации частично или полностью может быть ослаблено через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряются слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная система.
Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном познавательном, психическом процессе очень трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятие.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременное отвлечение от несущественных.
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, кинестезические, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация по модальности восприятия).
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
Каждый
из видов восприятия имеет свои специфические
особенности и механизмы. Их описание
представляет задачу, как психологии,
так и других отраслей знания: физиологии,
кибернетики.
Виды восприятия:
Выделяют по преобладающей роли анализатора при восприятии
Для них характерна равноценная роль всех анализаторов при восприятии, но их выделяют в зависимости от объекта отражения
В психологии выделяются шесть основных свойств или качеств восприятия: целостность, константность, осмысленность, избирательность и апперценция, структурность.
Целостность, как уже было отмечено ранее, подразумевает, что восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. В данном случае отмечаются одиночные ощущения, но нет восприятия: люди не видят целостных предметов. Через несколько недель зрительное восприятие у них сформировалось, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Восприятие тесно связано с мышлением, с понимаем сущности предметов.