Виды ощущений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Тема выбранной мною работы является крайне значимой и поистине интересной для изучения. Восприятие и ощущение – это неразрывные части единого процесса отражения действительности. Они позволяют человеку сформировать уникальную картину мира, изображенную, воспринятую и ощущенную в цветах и звуках. Многие ученые, осознавшие роль, влияние «восприятия и ощущения» на поведение индивида, посвятили свою трудовую деятельность изучению данных сложных процессов, их сходств и различий.
Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Исторически и логически исходной формой познания является чувственное познание. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему в результате возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятие являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
Понятие «ощущение»……………………………………………………...... 4
Как протекает познавательный процесс «ощущение»?........................ 4
Виды ощущений……………………………………………………… 5
Пороги чувствительности……………………………………………………7
Основные свойства ощущений………………………………………………9
Понятие «восприятие»……………………………………………………....12
Виды восприятий………………………………………………………..13
Свойства восприятия……………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии. Маковская Ю.И МЭФ Э1-1 1КУРС ГОТОВЫЙ.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

Абсолютная  –

наименьшая сила раздражителя, при

 которой возникает едва заметное ощущение

    К различию – наименьшая прибавка к силе

    раздражителя, при которой возникает едва заметное различие

  1. Основные свойства ощущений

     Несмотря  на то, что каждый вид ощущений имеет  свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.

  1. Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.
  2. Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласно закону Вебера – Фехнера, интенсивность ощущений (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (I): E=k log I + c.
  3. Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».
  4. Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

     Также хотелось бы отметить: органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

     Скорость  и полнота адаптации различных  сенсорных систем неодинаковы: высокая  адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек  быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее  происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это  сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая  адаптация болевых ощущений могла  бы грозить ему гибелью.

     Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют  благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая  закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей  повышает чувствительность других сенсорных  систем, и, напротив, сильные посторонние  раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.

     Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим  полноводный поток ощущений. Большой  дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека – от полного отключения мозга, впадения в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций.

     Явление сенсорной депривации частично или  полностью может быть ослаблено  через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов  чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряются  слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная  система.

  1. Понятие «восприятие»

     Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном познавательном, психическом процессе очень трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятие.

Восприятие  – это целостное  отражение предметов  и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в  данный момент на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Ощущения  и восприятия неразрывно связаны  друг с другом. Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременное отвлечение от несущественных.

    1. Виды восприятий

     Восприятие  как непосредственное отражение  мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов  восприятия в соответствии с ведущим  анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, кинестезические, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация по модальности восприятия).

     Различают также виды восприятия в зависимости  от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.

     Восприятие  окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат  совместной деятельности различных  органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного  и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Каждый  из видов восприятия имеет свои специфические  особенности и механизмы. Их описание представляет задачу, как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики. 
 

Виды восприятия: 
 

  1. Простые:

Выделяют  по преобладающей  роли анализатора  при восприятии

  • Зрительные (рассматривание предмета)
  • Слуховые (слушание рассказа, музыкального произведения)
  • Обонятельные (узнавание по запаху)
  • Вкусовые (определение блюда по вкусу)
  • Осязательные - кожные, двигательные (отражение предметов с помощью ощупывания)
  1. Сложные

Для них характерна равноценная  роль всех анализаторов при восприятии, но их выделяют в зависимости от объекта отражения

  • Восприятие речи
  • Восприятие человека человеком
  • Восприятие картинки
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения
  • Восприятие пространства
  • Восприятие величины форм
  • Восприятие объемности
  • Восприятие удаленности
    1. Свойства восприятия

     В психологии выделяются шесть основных свойств или качеств восприятия: целостность, константность, осмысленность, избирательность и апперценция, структурность.

  • Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная сторона вещи). В восприятии образы ощущений как бы достраиваются, приобретают определенность предмета. Это возможно потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук и туловища. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в непосредственном восприятии в данный момент частей объекта.

Целостность, как уже было отмечено ранее, подразумевает, что восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. В данном случае отмечаются одиночные ощущения, но нет восприятия: люди не видят целостных предметов. Через несколько недель зрительное восприятие у них сформировалось, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию.  Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

  • Константность восприятия – устойчивость, постоянство образов восприятия, проявляющиеся в относительной независимости воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно так же воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен по отношению к спектральному составу света, хотя он и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света. Константность восприятия – это во многом проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому их так и видим. Отсюда закон константности восприятия: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.
  • Осмысленность восприятия. Особую роль в восприятии играет осмысленность информации для воспринимающего ее человека. Человек как разумное существо всему пытается придать смысл. Он обычно воспринимает только то, что понимает. Если человек вдруг услышит, что разговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стены действительно могут разговаривать, и будет искать этому какое-нибудь разумное объяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т.п., или даже решит, что сам потерял рассудок. Экспериментами установлено, что осмысленные слова опознаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв при их зрительном предъявлении.

    Восприятие  тесно связано  с мышлением, с  понимаем сущности предметов.

Информация о работе Виды ощущений