Виды межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях сохраняются на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимыми условиями, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни.
Цель работы – изучить виды межличностных конфликтов, их функции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты межличностных конфликтов;
2. изучить виды и функции межличностных конфликтов.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Структура и элементы межличностных конфликтов_____________ 5
2. Отличительные особенности межличностных конфликтов_______ 6
3. Функции межличностных конфликтов________________________ 7
4. Виды и классификация межличностных конфликтов____________ 9
5. Причины конфликтов_____________________________________ 17
6. Управление конфликтами_________________________________ 18
Заключение__________________________________________________ 21
Список литературы____________________________________________ 22

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 41.26 Кб (Скачать)

г) Изменение  группового сознания [ 6; 8].

2. Межгрупповые конфликты 

       Противоборствующие  стороны - группы (малые, средине и  микрогруппы). В основе - столкновение противоположно направленных групповых  мотивов 

       Происхождение объясняется природно обусловленной  враждебностью к "чужим" и привязанностью к "своим".  

       11

       Межгрупповой  конфликт имеет некоторую  специфику.

       Во-первых, образ конфликтной ситуации (и  без того всегда субъективный) носит  характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

    1. Деиндивидуализация взаимного восприятия.

Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме "Мы-Они".

    1. Неадекватное социальное, групповое сравнение.

В групповых  мнениях своя группа всегда оценивается  выше.

    1. Групповая атрибуция.

Позитивное  поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется  внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой  группы объясняются внешними обстоятельствами.

    1. Агрессия.

В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести  себя более агрессивно, нежели в  случае, когда от него требуется  принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так  называемом эффекте толпы, который  с одной стороны обеспечивает "заразительность агрессии", а  с другой заметно снижает чувство  персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность  за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство  персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом  себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

       К межгрупповым конфликтам относятся  трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт [1; 6].

       12

3. Международные конфликты 

       В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

       - межгосударственные конфликты; 

       - национально-освободительные войны  (одна из сторон - государство), антиколониальные, войны народов, против расизма,  против правительств;

       - внутренние интернационализированные  конфликты (государство - помощник  одной из сторон на территории  другого государства).

       Виды межгосударственных конфликтов:

       - конфликт идеологий 

       - конфликт из-за политического  господства 

       - территориальный конфликт 

       - религиозный конфликт 

       Межгосударственный  конфликт часто реализуется в  форме войны. Нужно проводить  четкую границу между войной и  межгосударственным конфликтом:

       - военные конфликты менее масштабны.  Цели - ограничены. Причины - спорные  вопросы. Причина войны - глубинные  экономические и идеологические  противоречия меду государствами.  Войны более масштабны; 

       - война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный  конфликт - состояние социальной  группы;

       - война частично меняет дальнейшее  развитие государства, военный  конфликт может привести лишь  к незначительным изменениям [6].

4. Конфликты по вертикали 

       Причины конфликтов в звене "руководитель-подчиненный".

       Среди причин конфликтности отношений  руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.

Рассмотрим  объективные причины  конфликтов данного  типа.  

13

    1. Субординационный характер отношений.

Противоречие  в звене "руководитель - подчиненный" заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний  обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т. е. обязан подчиняться. Практически  никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и  способам действий их исполнителей. Объективная  необходимость устранения этого  несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно  порождают конфликты.

    1. Деятельность в системе "человек - человек" конфликтогенна по

своей природе.

Наиболее  конфликтогенными в силу особенностей взаимодействия являются педагогическая и воинская деятельность, деятельность работников правоохранительных органов, сфера обслуживания и сфера руководства, а также журналистская деятельность.

    1. Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована

предметно-деятельностным содержанием межличностных 

отношений.

Конфликты в профессиональной сфере связаны  с обеспечением качества деятельности, оценкой результатов работы и  введением инноваций.

       4. Частота возникновения конфликтов  по вертикали связана с интенсивностью  совместной деятельности оппонентов.

       5. Наиболее конфликтно звено "непосредственный  руководитель-подчиненный".

Особенно  велик удельный вес конфликтов в  звеньях, где руководитель и подчиненный  близки по служебному положению. По мере увеличения статусной дистанции  частота конфликтов уменьшается.

    1. Разбалансированность рабочего места.

Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть

14

сбалансированы. Сбалансированность рабочего места  означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права  должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.

       7. Рассогласованность связей между  рабочими местами в организации.  Проявляется в том, что: 

       а) подчиненному дают указания много начальников, и он вынужден сам ранжировать  поступившие указания по степени  их важности, требовать этого от непосредственного руководителя; хвататься  за все подряд; отказываться от выполнения указаний и распоряжений;

       б) у руководителя много непосредственных подчиненных - более 7-8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.

       8. Сложность социальной и профессиональной  адаптации руководителя к должности  управленца.

       9. Недостаточная обеспеченность по  объективным условиям управленческих  решений всем необходимым для  их реализации [ 7;6].

5. Инновационные конфликты 

       Само  понятие "инновация" впервые стало  использоваться в исследованиях  культурологов ХIХ века и означало внедрение элементов одной культуры в другую. Сегодня термин инновация  рассматривается шире - как любое "нововведение", связанное не только с взаимодействием разных культур, но и просто с изобретениями человека. Под понятие инновация попадает не все новое. Инновацией не является то новое, что возникает на смену  старому естественным путем, нововведениями нельзя считать те многочисленные усовершенствования, которые не имеют существенной новизны. Нововведением является значительная новая идея, которая пока не внедряется.

       Вероятность инновационного конфликта  возрастает, если:

       15

       а) новшество масштабно;

       б) в инновационный процесс вовлечено  большое количество людей;

       в) нововведение радикально;

       г) процесс инновации идет быстро;

       д) отсутствует информационное обеспечение  процесса.

       Доказано, что инновационный конфликт имеет  полимотивированный характер. Направленность мотиваций оппонентов различна. У  новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора - личностно-ориентированы.

       Способы предотвращения и  разрешения инновационных  конфликтов:

       1. Предлагайте конструктивные инновации. 

       2. Предварительно информируйте коллектив. 

       3. Заручитесь поддержкой коллег.

       4. Если возможно, предлагайте альтернативные  решения. 

       5. Если возможно, внедряйте новшества  поэтапно [6].

6. Семейные конфликты.

Супружеские конфликты

 Родители—дети 

Супруги—родственники

Причины:

-ограничение свободы, активности и действий;

-девиантное поведение одного или нескольких членов семьи;

-наличие противоположных интересов;

-сексуальная дисгармония;

-материальные проблемы;

-индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи [1;6]. 
 

16

Причины конфликтов

    1. информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);
    2. структура - связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);
    3. ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);
    4. поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
    5. отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием [9].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      17

      Управление  конфликтами

    Человек хозяин своих дел и действий, поэтому от него зависит как и по какому руслу будут развиваться те или иные события, как будут складываться те или иные коммуникации. Взаимное предвидение участниками общения поступков и характера реакций друг друга помогает правильно строить межличностные отношения. Любой конфликт можно предупредить,  обе стороны в этом заинтересованы.

Информация о работе Виды межличностных отношений