Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, реферат
Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях сохраняются на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимыми условиями, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни.
Цель работы – изучить виды межличностных конфликтов, их функции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты межличностных конфликтов;
2. изучить виды и функции межличностных конфликтов.
Введение______________________________________________________3
1. Структура и элементы межличностных конфликтов_____________ 5
2. Отличительные особенности межличностных конфликтов_______ 6
3. Функции межличностных конфликтов________________________ 7
4. Виды и классификация межличностных конфликтов____________ 9
5. Причины конфликтов_____________________________________ 17
6. Управление конфликтами_________________________________ 18
Заключение__________________________________________________ 21
Список литературы____________________________________________ 22
Введение
Развитие общества, коллектива, личности
невозможно без борьбы
В теории психологии под
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Это активное не приятие идей, методов и способов деятельности, спор и разногласие по вопросам морали, нравственности и манеры поведения. Анализ различных конфликтов ситуаций позволил выделить некоторые их разновидности. Прежде всего конфликты следует различать по направленности, значимым системам ценностей, потребностям, идейной убежденности тех людей, которые в них участвуют. Масштаб конфликтов и количество участвующих в них людей могут быть различными. По этому признаку можно выделить: социальный, межгрупповой, межличностный и внутриличностный конфликты.
Социальный конфликт, характеризуется классовыми, социально-экономическими противоречиями, столкновениями систем общественных отношений. Межгрупповой конфликт – внешний конфликт между разными группами, может породить конфликт между членами одной группы. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт – это
столкновение интересов и
3
или более личностей, несовместимость их нравственных начал и норм
поведения, неудовлетворение значимых для них потребностей и ценностей. Межличностные конфликты могут быть:
Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях сохраняются на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимыми условиями, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни.
Цель работы – изучить виды межличностных конфликтов, их функции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
4
Структура и элементы межличностных конфликтов
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта служат противоречия,
в которых проявляются противоположные
интересы объектов [2].
5
Отличительные особенности межличностных конфликтов
6
Функции межличностных конфликтов
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональны переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие [4].
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные [1 ].
К конструктивным функциям относят:
а)
познавательную (появление конфликта
выступает как симптом
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
г)
перестроечную (конфликт снимает факторы,
подтачивающие существующие межличностные
взаимодействия, способствует развитию
взаимопонимания между
Деструктивные функции конфликта связаны с:
7
а) разрушением существующей совместной деятельности;
б) ухудшением или развалом отношений;
в) негативным самочувствием участников;
г)
низкой эффективностью дальнейшего
взаимодействия и др.
8
Виды и классификация межличностных конфликтов
Виды межличностных конфликтов разделяются по:
1. направленности:
а) горизонтальные – участники не подчиняются друг другу
б) вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом
в) смешанные – где есть обе составляющие (организация)
2. значению:
а) конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;
б) деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
3. характеру причин:
а) объективные
б) субъективные (плохое настроение, самочувствие)
4. сфере разрешения:
а) деловые
б) личностно-эмоциональные
5. форме проявления:
а) скрытые (плохо осознаются людьми)
б) открытые (осознаются)
6. времени протекания:
а) ситуативные
б) пролонгированные (длительные) [6 ].
В зависимости от взаимной направленности
субъектов и межличностных отношений
(симпатии-антипатии) межличностные конфликты
могут классифицироваться
следующим образом:
9
1. Групповые конфликты.
Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов "личность-группа" и "группа-группа".
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:
Позиция - официальное, определяемое должностью положение
Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности
Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины
конфликта между личностью и группой всегда
связаны:
10
1) с нарушением ролевых ожиданий;
2) с
неадекватностью внутренней
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Классификация конфликтов "личность-группа" выглядит так:
1. Руководитель-коллектив
а) Новый руководитель, назначенный со стороны
б) Стиль управления
в) Низкая компетентность руководителя
г) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров
2. Рядовой член коллектива - коллектив
а) Конфликтная личность
б) Нарушение групповых норм
в) Неадекватность внутренней установки статусу
3. Лидер - группа
а) Низкая профессиональная подготовка
б) Применение компромата против лидера
в) Превышение полномочий лидерства