Виды манипуляций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

В повседневной жизни приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда требуется воздействовать на другого человека. Для многих это входит в их прямые обязанности. Это руководители, менеджеры, продавцы, преподаватели, воспитатели, родители, врачи, психологи.

Владение соответствующими психотехнологиями влияния делает работу представителей этих групп значительно более продуктивной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3


Манипуляция: определение и виды…………………………………………………..4


Алгоритм защиты………………………………………………………………………8


Заключение…………………………………………………………………………….14


Список литературы……………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Психология Виды манипуляции.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

   4. Скромность не означает неуверенность, нерешительность, хотя часто они соседствуют. Нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, «смягчающими» речь. Резко понижается энергетика речи, делаяя ее извиняющейся и потому менее убедительной. О говорящем при этом создается впечатление как о слабом человеке, а слабые обычно и становятся жертвами манипуляторов.

   5. Человек, затрудняющийся (стесняющийся) сказать «нет», – легкая добыча  для манипулятора. Лучше иногда  оказаться неправым, чем испытывать постоянные сомнения.

   6. Еще одним защитным приемом  является непредсказуемость. Ее  девиз: «Когда ты непредсказуем,  ты неуязвим».

   7. Благоразумные  люди стараются не только не  демонстрировать свои достижения, но даже скрывают их. Они вовсю  жалуются на отсутствие здоровья, хотя оно на самом деле не вызывает опасений, говорят про трудную и плохую жизнь, про маленькую зарплату, про бедствия и лишения в семье. Все это для них – игра « как бы наоборот», зашита от возможного посягательства на то, что им дорого. У тех, кто пользуется этим правилом, есть устойчивое убеждение в его высокой эффективности.

   Однако  есть факторы, являющиеся общими для  всех. Каждый человек хочет выглядеть  привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять  свои потребности. Кроме того, все подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие факторы и могут попытаться использовать их.

   В силу этого рассмотрения первая ступень  защиты от манипуляций может значительно  уменьшить вероятность попасть под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью. 
 

   Осознайте, что вами управляют.

   1. Главным признаком манипулирования  является чувство неудобства, внутренней  борьбы: вам не хочется что-то  делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

   2. Нарушение этикета. Анализ ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение инициатором какого-либо из правил этики. Например, обращается к вам в неудобный для вас момент времени. При этом может извиняться, что да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд».

   3. Внезапные чувства. Другими признаками могут быть вдруг возникшие чувства вины или опасности. Или вы вдруг кому-то, оказывается, «должны», или зависимы от какого-то обстоятельства, чего не было до встречи с этим человеком.

   4. Осознание опасности. Этого простого  осознания вполне достаточно, чтобы  взять себя в руки и защититься.

   5. Невербальные признаки. Манипулятора  легко могут выдать жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности жестикуляция левой рукой.

   6. Вербальные признаки. Анализ высказываний  манипуляторов показывает присутствие  в них следующих моментов:

   – ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;

   – «плата» адресата перевешивает его  выигрыш;

   – присутствуют элементы скрытого принуждения;

   – конструкция предложения предполагает дефицит времени, отпущенного адресату на принятие решения.

   Пассивная защита.

   В отличие от активных методов при  пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения  манипулятора. А поскольку последние  направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке  могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

   Смысл пассивной защиты – в задержке адресатом спонтанных реакций. Неожиданность  – важное преимущество манипулятора. Все приемы пассивной защиты «сбивают темп» психологической атаки, давая жертве время, для обдумывания ситуации, а манипулятора они заставляют или раскрыть свои замыслы, или отказаться от них.

   Пассивную защиту рекомендуется применять  в следующих случаях:

   – когда вы не знаете, как поступить;

   – когда не хотите портить отношения с манипулятором.

   Пассивная защита может осуществляться в следующих  формах.

   1. Никак не реагируйте на слова  манипулятора, молчите, делая вид,  что не расслышали, не обратили  внимания, не поняли. В разговоре  это сделать нетрудно.

   2. Заговорите совсем о другом (основание  то же);

   3. Делайте вид, что «не поняли», о чем речь;

   4. «Соглашаетесь» с предложением  манипулятора, но обусловливая его  тем, что не зависит от вас;  это позволит в дальнейшем  при желании «отыграть назад».

   5. Переспросите, повторив просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания, как с минимальными потерями выйти из ситуации.

   Активная защита

   Опыт  показывает, что в большинстве  случаев манипулятор, натолкнувшись  на пассивную защиту, прекращает свои попытки.

   Ведь  его главное преимущество – в  стремительности натиска, неожиданности, когда у адресата нет времени  сообразить, как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.

   Главное в них – психологический настрой. Манипулятор обычно эксплуатирует желание выглядеть достойно. Поэтому сказать, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают от оков и открывают широкое поле защитных возможностей.

  Применять активную защиту нужно конечно, не тогда, когда адресат находится в  зависимости (служебной, материальной, родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает «остановить агрессора», то активная – разоблачить его.

  Дело  в том, что манипуляция является конфликтогеном, поскольку может  привести к конфликту, а активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим  по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, манипулятор (сразу или потом) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона обычно не заинтересована.

   Кроме случаев прямой зависимости, есть еще и препятствия: воспитание, привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний, могущих обидеть собеседника. Воспитанному, интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

   Защита  «Расставим точки  над i»

   Суть  этого метода состоит в том, что  нужно прямо сказать о том, что вас беспокоит. Или попросить  разъяснения: «К чему вы клоните?», «Скажите прямо, что вы хотите?» Одна из главных  задач данного вида защиты – сделать  тайное (намерения манипулятора) явным.

   Защита  «расставим точки над i» разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему ущерба. Адресат удовлетворяется тем, что он сам не пострадал, а манипулятор понял, что он своей цели не достигнет. Впрочем, некоторые манипуляторы бывают этим раздосадованы, поэтому данный вид активной защиты можно рассматривать как конфликтоген, хотя и довольно слабый. Напряжение в отношениях может возникнуть только в случае агрессивного манипулятора.

   Контрманипуляция

   Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.

   Исполнение  контрманипуляции: сделать вид, будто  неясно, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, – психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Время манипулятора: манипулятор очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое – «я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад выпрыгнула с балкона» - и еще в нем оправдание своим недостаткам и бездействию. Либо он говорит о каком-то туманном будущем «не будешь есть котлеты, не поступишь в институт» или «мы в вас верим и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом отношения». Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно чувства, чтобы его использовать не по назначению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

  1. 30 способов  манипуляции и управления людьми / Авт.-сост. Д.И. Дудинский. – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2006.
  2. Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения/ В.Н. Куликова. – М.: АСТ, 2006.
  3. Трейси Б. Достижение максимума / Пер. с англ. В.Ф. Волченок; Худ. обл. М.В. Драко. – 3-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.
  4. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния / В.П. Шейнов. – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005.

Информация о работе Виды манипуляций