Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:12, курсовая работа
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.
В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.
Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.
При
внимании психическая деятельность становится
более организованной. Мы воспринимаем
только то, что относится к задаче, которая
стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные
раздражения, благодаря чему воспринимаем
предметы и явления с большей ясностью.
При слуховом восприятии, благодаря вниманию,
мы подмечаем малейшие звуки, и именно
те, которые необходимо услышать, отвлекаясь
при этом от посторонних звуков. Когда
врач внимательно выслушивает больного,
он слышит очень много звуков и точно различает
их, отделяя тоны правого желудочка сердца
от тонов, исходящих от клапанов левого,
и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вопросы психологии 2004 г. № 4 с. 161-167
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.
3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2000 г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974 г.
5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2002 г.
7. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2006 г. № 12.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского М., 1973 г.
9.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель.
М., 1972 г.
Информация о работе Виды и функции внимания в развитии дошкольного возраста