Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:12, курсовая работа
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
Источником произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
1.
Процессы намеренного
2.
Волевой характер
3.
Особенно важный вариант
Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности:
-
организованный характер
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
- интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
-
осознание долга и обязанности,
Послепроизвольное
внимание - это активное, целенаправленное
сосредоточие сознания, не требующее волевых
усилий вследствие высокого интереса
к деятельности. По мнению К.К. Платонова,
послепроизвольное внимание является
высшей формой произвольного внимания.
Работа настолько поглощает человека,
что перерывы в ней начинают его раздражать,
так как приходится заново втягиваться
в процесс, врабатываться. Послепроизвольное
внимание возникает в тех ситуациях, когда
цель деятельности сохраняется, но отпадает
необходимость в волевом усилии.
1.3. ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации силы голоса.
Произвольное
внимание характеризуется
Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.
Значение послепроизвольного внимания важно для педагогического процесса, так как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.
К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация) и устойчивость.
Руководствуясь этим, мы проследили условия сохранения устойчивости внимания у старших дошкольников во время занятий.
Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы.
Формирование внимания всегда было важным звеном процесса обучения. «Однако, - пишет А.П. Усова, - воспитание внимания неправомерно начало выделяться в самостоятельную задачу, решаться изолированно от усвоения знаний и умений». Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность.
Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент затягивается до четырех и более минут.
По нашим наблюдениям, длительность организационного момента не должна превышать минуты.
Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Одно из занятий по конструированию воспитательница начала следующим образом: «Дети, скоро Новый год. Мы в группах будем украшать елки, для этого нужно сделать игрушки. Малыши не умеют делать красивые игрушки, поэтому договоримся, что самые лучшие отберем для малышей».
Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие по подклейке книг трудное, его могут выполнить только дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.
Настроенность на занятие создается и с помощью загадок, предложением вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей, развивает у них речь, сообразительность.
Внимание детей необходимо поддерживать в течение последующих этапов занятия. Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает ослабление внимания. На занятии по декоративному рисованию, наблюдаемом нами, воспитательница затратила на объяснение 8 минут. В результате 10 детей отвлеклись, не смогли сразу начать работу, как длительное ожидание начала деятельности привело к ослаблению внимания.
Какие методические приемы, используемые воспитателем, способствуют поддержанию активного внимания?
Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции, разработанный А.П. Усовой. В одном из детских садов мы наблюдали занятия по рисованию с применением данного метода. На первом занятии воспитательница объяснила и показала, как рисовать фигуру человека. На втором – предложила ребенку нарисовать на доске фигурку лыжника. Третье занятие было на тему «Лыжники в лесу», где дети выполняли работу самостоятельно. Поэтапное объяснение послужило опорой для поддержания внимания во время выполнения задания.
Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.
Во время объяснения и в течение занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их.
Сочетание
слова воспитателя с
Но вот дети приступили к выполнению задания. Как же сохранить их внимание на этом этапе занятия?
Проанализируем особенности поведения детей в зависимости от вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20 минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается (9-10).
На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей увеличивается до 6-7 человек.
Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе занятия?
Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сказать по – другому, что интересного в ответе товарища, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.
При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая однообразная деятельность.
Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.
К
концу занятия утомление
У
одних это сказывается в
В
конце занятия воспитатель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.
Информация о работе Виды и функции внимания в развитии дошкольного возраста