Виды и функции внимания в развитии дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Работа содержит 1 файл

виды и функции внимания.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ

   Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

   Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или  неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

   В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

   Внимание  всегда есть сосредоточенность на чем  либо. В выделении одного объекта  из массы других проявляется так  называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

   Внимание  является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

   Внимание  не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой  оно сопутствует.

   Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

   Выделяют  следующие формы проявления внимания:

   - сенсорное (перцептивное);

   - интеллектуальное (мыслительное);

   - моторное (двигательное).

   Основными функциями внимания являются:

   - активизация необходимых и торможение  ненужных в данный момент

   психических и физиологических процессов;

   - целенаправленный организованный  отбор поступающей информации (основная  селективная функция внимания);

   - удержание, сохранение образов  определенного предметного содержания  до тех  пор, пока не будет достигнута цель;

   - обеспечение длительной сосредоточенности,  активности на одном и том  же  объекте;

   - регуляция и контроль протекания деятельности.

   Внимание  связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность  отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

   Внимание  состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:

   - аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

   - фиксирующий эффект - представление  делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;

   - усиливающий эффект - впечатление,  по крайней мере в большинстве  случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. ВИДЫ И ФУНКЦИИ  ВНИМАНИЯ В РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   1.1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

   Внимание  ребенка в начале дошкольного  возраста отражает его интерес к  окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

   На  протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.  
 
 
 

   1.2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ

   Внимание  имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным.

   Внимание  может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти  виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

   Бывают  случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

   Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

   - интенсивность раздражителя;

   - качество раздражителя;

   - повторение;

   - внезапность появления объекта;

   - движение объекта;

   - новизна объекта;

   - согласие с наличным содержанием  сознания.

   Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

   Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

   - первичное внимание, вызванное разнообразными  раздражителями, которые производят  сильное воздействие на нервную  систему;

   - вторичное внимание - сосредоточенность  на одном объекте, несмотря  на наличие других (дифференциация);

   - постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

   Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

   Причины возникновения непроизвольного  внимания :

   - объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

   - структурная организация (объединенные  объекты воспринимаются легче,  чем беспорядочно разбросанные);

   - интенсивность объекта - более  сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;

   - новизна, необычность объектов;

   - резкая смена объектов;

   - субъективные факторы, в которых  проявляется избирательное отношение  человека к окружающему;

   - отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

   Основная  функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно  меняющихся условиях, выделении тех  объектов, которые могут иметь  в данный момент наибольший жизненный смысл.

   В зависимости от внутренних условий  выделяют три разновидности непроизвольного  внимания.

   Детерминанты  вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

   Вторая  разновидность непроизвольного  внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

   Третью  разновидность непроизвольного  внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.

   Вынужденное, невольное, привычное внимание как  разновидности непроизвольного  внимания объединяет то, что их побудительные  причины лежат вне сознания человека.

   Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:

   - человек предварительно не готовится  к восприятию объекта или действию;

   - интенсивность непреднамеренного  внимания обусловливается особенностями  раздражителей;

   - непродолжительно по времени  (внимание длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и , если его не закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.

Информация о работе Виды и функции внимания в развитии дошкольного возраста