Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в деятельности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы - и не более того. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.

Содержание

Введение
1.Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………….
1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………
1.2 Функции и роль эмоций………………………………………..
1.3 Отличительные особенности чувств………………………….
2. Виды эмоциональных состояний………………………………………
3. Роль эмоций в деятельности руководителя…………………………...

Работа содержит 1 файл

Центросоюз РФ.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

Центросоюз  РФ

Кировский облпотребсоюз

Кировский Кооперативный  техникум

(филиал)

 

 

Курсовая  работа

По управленческой психологии

На тему:

«Понятие  об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных  состояний. Роль эмоций в деятельности руководителя».

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса группы 3М

Специальность

080501«Менеджмент»

Луцко Ирина

Проверила: Преподаватель

 Погодина  И.Н.

 

 

 

 

Киров 2012г.

Введение.

Психология изучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. К таким явлениям относятся и психические состояния. Эмоции относятся к группе психических состояний. Они играют большую роль в жизни человека.

Любое событие в жизни  человека окрашено теми или иными  эмоциями. Вспоминая свою прошедшую  жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые мы испытывали в тот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий, действия и так далее.

Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал  эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы - и не более того. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут  быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.

Отрицательные эмоции могут  оказать разрушающее воздействие  на наше здоровье, снизить защитные свойства организма. Важно поэтому  не допустить, чтобы они оказывали  такое воздействие. Эмоциями нужно  управлять, для чего необходимо их изучать.

Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучая эмоциональное состояние  человека, мы познаем его. Можно назвать  множество еще причин, по которым  необходимо изучать эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

   

Введение

1.Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………….

1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………

1.2 Функции и роль эмоций………………………………………..

1.3 Отличительные особенности  чувств………………………….

2. Виды эмоциональных  состояний………………………………………

3. Роль эмоций в деятельности  руководителя…………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие об эмоциях и чувствах

«Капля эмоций может быть более эффективной, чем тонна  фактов…»

Манфред Кетс де ВРИС

Эмоциями называются такие  психические процессы, в которых  человек переживает свое отношение  к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные  состояния организма человека, его  отношение к собственному поведению  и к своей деятельности.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен  возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную  книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные  чувства, но и чувства, связанные  со страданием.

    1. Отличительные особенности эмоций.

 

Эмоциональные переживания  носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать  несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно  уважать кого-то за работоспособность  и одновременно осуждать за вспыльчивость.

 

Качества, характеризующие  каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы  их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная  эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

 

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения  также эмоционально окрашены.

 

Ситуативные эмоции возникают  в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают  относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю  наглядность.

 

Отличительные особенности эмоций:

 Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Взглянув в окно, мы видим, что сад покрыт снегом, и устанавливаем  связь между появлением снега  и временем года в суждении «наступила зима». Эта связь между объектами  внешней действительности установлена  нами в процессе мышления. Но, отразив  путем мышления эту объективную  связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила  зима, а другой, наоборот, чувство  сожаления, что кончилось лето. В  этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей  к объективной действительности: одним данный предмет или событие  нравится и вызывает у них чувство  удовольствия, другим тот же самый  предмет или событие не нравится и вызывает неудовольствие.

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение  в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе  и разнообразии эмоций: чувство голода , жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли; чувство решительности, уверенности в своих силах, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска; чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомнения, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения;

Пластичность. Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга: «эмоции оказывают на мозговую циркуляцию (крови) гораздо более заметное действие, чем даже очень энергичная умственная работа».

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде. Поскольку в своих вваимоотношениях со средой человек пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в деятельности, направленной на изменение среды, они выступают как отношения к внешней действительности.

1.2 Функции и  роль эмоций.

Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует, с моей точки зрения, различать  их функции и роль. Функция эмоций - эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мещает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще  стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как  за, так и против каждой точки  зрения.

  • оценка
  • сигнальная
  • побуждение
  • активация
  • регуляция
  • синтез
  • экспрессия
  • смыслообразование

Эмоции, выполняя функцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.

С побуждением тесно связана  такая функция эмоций, как активация  нервных центров и всего организма  в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный  уровень деятельности центральной  нервной системы и отдельных  ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования  индивида. То, что эмоциональное  состояние влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм, –  известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной  и напряженной работе.

Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. Александр Романович Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из его элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

Эмоции выполняют особую смыслообразующую функцию, которую выделил Алексей Николаевич Леонтьев, – они «ставят задачу на смысл». Так, например: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее, может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу».

1.3 Отличительные особенности чувств.

1. Отчетливо выраженная интенсивность. Чувства — более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем прежде всего на интенсивное, ясно выраженное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога,— он испытывает страх.

2. Ограниченная продолжительность. Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание , но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в свое время это чувство.

3. Осознанный характер. Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, завоевание спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И. П. Павлова, чувства «связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе». «Безотчетное чувство» — термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний. Роль эмоций в деятельности руководителя