Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:44, контрольная работа
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Вербальная коммуникация………………………………………………...3
2. Виды вербально-коммуникативных методов…………………………….7
0. 2.1. Беседа………………………………………………………………………7
0. 2.2. Метод интервью…………………………………………………………10
0. 2.3. Метод опроса…………………………………………………………… 11
0. 2.4. Метод анкетирования…………………………………………………... 13
3. Невербальная коммуникация…………………………………………….15
3.1. Обмен невербальной информацией…………………………………….18
4. Общее представление об языке телодвижений………………………….20
4.1. Восприимчивость, интуиция и предчуствия…………………………..22
4.2. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы……………………………………………………..22
4.3. Качество присутствия и элементы невербального общения…………24
4.4. Позиция и дистанция……………………………………………………25
4.5. Открытая поза……………………………………………………………26
4.6. Выражение лица…………………………………………………………27
4.7. Визуальный контакт……………………………………………………..28
4.8. Кивки головой……………………………………………………………30
4.9. Тон, темп и громкость голоса…………………………………………..30
4.10. Пауза и молчание………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..38
Большинство
исследователей разделяют мнение, что
словесный (вербальный) канал используется
для передачи информации, в то время как
невербальный канал применяется для "обсуждения"
межличностных отношений, а в некоторых
случаях используется вместо словесных
сообщений. Например, женщина может послать
мужчине убийственный взгляд, и она совершенно
четко передаст ему свое отношение, даже
не раскрыв при этом рта.
4.1. Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.
Женщины
обычно более чувствительны, чем мужчины
и этим объясняется существование такого
понятия, как женская интуиция. Женщины
обладают врожденной способностью замечать
и расшифровывать невербальные сигналы,
фиксировать самые мельчайшие подробности.
Поэтому мало кто из мужей может обмануть
своих жен, и, соответственно, большинство
женщин могут узнать тайну мужчины по
его глазам, о чем он даже не подозревает.
Эта женская интуиция особенно хорошо
развита у женщин, занимающихся
воспитанием маленьких детей.
4.2. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно-обусловленные сигналы.
Несмотря
на то, что проделано много
Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Американские психологи Пол Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.
Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".
Психологи давно установили, что существующий “язык тела” выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. Врачи-психологи долго изучали этот феномен и пришли к ряду интереснейших выводов. Оказывается, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).
Если
вы проникните в загадки этого
удивительного “языка тела”, то без труда
сможете понимать все тайные мысли вашего
собеседника, сможете понять скучно ли
ему с вами, лжет он вам или говорит правду.
4.3. Качество присутствия и элементы невербального общения.
Всем нам из собственного опыта известно, что в критические моменты жизни простое присутствие другого человеческого существа может быть чрезвычайно благотворным. Люди часто обращаются за психологической помощью именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля их личной драмы того, кто обеспечит им поддержку и понимание.
Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность в межличностных отношениях. Чувствительность к невербальным проявлениям предъявляет консультантам требование уделять особое внимание способам “бытия с” клиентом, которые показывают их способность к установлению контакта. Ведь невербальное поведение и те сообщения, которые консультант передаёт посредством него, могут влиять на клиента как позитивным, так и негативным образом. Невербальные проявления могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и даже сопротивлению усилиям консультанта.
В данной контрольной работе я хотела бы рассмотреть компоненты качества присутствия, которое можно определить как степень невербального выражения вовлечённости консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь.
Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.
Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия – это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности.
Теперь
давайте перейдём к рассмотрению отдельных
элементов невербального общения и тех
сообщений, которые они могут передавать.
4.4. Позиция и дистанция.
Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу. Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. “Я расположен к вам, я с вами прямо сейчас” - вот то послание, которое консультант стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует о готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультантаи к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанции между консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте. Изначальное расположение кресел под определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующие возможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 – 2 метра под небольшим углом.
В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в
кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”. Наклон вперёд может переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как поддержка со стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад - как отстранение и нежелание иметь дело с его чувствами. Слишком быстрый, внезапный наклон сокращает дистанцию между консультантом и клиентом, что может нарушить контакт и восприниматься как вызов. Так, например, консультант может сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать, в чём вы видите причины всех этих трудностей?”, при этом, как бы нависая над клиентом, резко наклониться вперед. Такое невербальное поведение может придать нежелательный смысл вполне уместному вопросу консультанта. И наоборот, если консультант резко отклонится назад после данной фразы, клиент может воспринять это как нежелание слушать его жалобы и пренебрежение к объяснениям их причин.
Хороший
консультант с уважением относится к психологическим
границам другого человеческого существа,
он внимателен к расстоянию, комфортному
для клиента, и использует реакции клиента
в качестве обратной связи относительно
оптимальной физической дистанции и психологической
близости.
4.5. Открытая поза.
Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости в беседу.
Консультанту полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?” Идеальным вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы является для консультанта естественным, аутентичным поведением. Типичным же является выбор между открытой, но при этом в той или иной степени неудобной, неестественной позой и комфортной, закрытой позой. В такой ситуации нужно как минимум отслеживать перипетии смен открытых и закрытых поз и использовать результаты наблюдения как информацию об особенностях вашего взаимодействия с клиентом. Это возможно, если периодически задаваться вопросом: “Что именно в поведении, реакциях клиента вызывает у меня желание сменить позу?” В ситуации же выбора, например, когда консультант непреклонно сохраняет открытую позу, но при этом всё его внимание сосредотачивается на злости на себя и клиента, пожалуй, лучше занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться на природе взаимодействия и скрытых в вашей позе посланиях.
Открытая
поза не предполагает, что заняв
её, консультант отсидит в ней
весь сеанс без изменений. Открытая поза
только тогда произведёт должное впечатление,
когда она будет не напряженной и естественной.
Невербальная естественность включает
в себя свободное и спокойное использование
вашего тела в качестве средства коммуникации.
Активная жестикуляция часто отражает
положительные эмоции и воспринимается
как проявления заинтересованности и
дружелюбия, а плавная смена поз и естественное
использование жестов свидетельствует
о спокойствии консультанта и включенности
в контакт и порой напоминает танец.
4.6. Выражение лица.
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией не только об испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль. Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.”
Сдвинутые
брови сами по себе обычно передают
неодобрение, однако если консультант
изредка сдвигает брови, он тем самым может
сообщить клиенту, что не вполне следует
за содержанием его речи. Сжатые челюсти
могут свидетельствовать о твердости
и уверенности, а также об агрессивном
настрое. Страх, восторг, или удивление
могут заставить слушателя открыть рот,
как будто этим чувствам не хватает места
внутри. А человек с напряженными ноздрями
и опущенными уголками губ мог бы сказать:
“Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом
с вами, но я не одобряю ни этот воздух,
ни вас”. Это лишь немногие примеры тех
сообщений, которые могут передаваться
выражением лица в процессе взаимодействия
консультанта и клиента. Отслеживание
консультантом подобного рода мимических
реакций, как собственных, так и клиента,
рефлексия скрытых в них смыслов, могут
существенно обогатить процесс терапевтической
коммуникации.
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения