Вербальное и невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.

Содержание

Введение……………………………………………..3
Вербальное общение………………………………..4
Невербальное общение……………………………..6
Элементы невербального общения………………...8
Заключение …………………………………………15
Список использованной литературы………………16

Работа содержит 1 файл

вербальное и невербальное ощение..docx

— 39.65 Кб (Скачать)

   В связи с этим рекомендуется изучить свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте по чаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, смешных, веселых, трагических, доброжелательных, презрительных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

   Жесты.

   О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

   В русском языке  существует немало устойчивых  выражений, которые возникли на  базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например, вам знакомы следующие фразеологизмы: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

   Знаменитый оратор  древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора,  ответил так: «жесты, жесты и  жесты!»

   Не случайно в  различных риториках, начиная  с античных времен, выделялись  специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях о лекторском  мастерстве также обращали внимание  на жестикуляцию. А. Ф. Кони  в «Советах лекторам» пишет:

   «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с интонацией, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

   Как видно из  цитаты, А. Ф. Кони подчеркивает  значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетание со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслов сов жесты.

   Механические жесты отвлекает внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

   В зависимости  от назначения жесты подразделяются  на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

   Ритмические  жесты.

   Ритмические жесты  связаны с ритмикой речи. Если  понаблюдать за выступающим по  телевиденью, то можно заметить, как часто говорящий в такт  речи размахивает руками.

   Ритмические жесты  подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

   Произнося, например, пословицы сопровождая их ритмичными  жестами: «Говорит, что воду цедит», «Строчит, как из пулемета».

   Произнося первую  пословицу, мы делаем несколько  замедленное движение в правую  сторону. При этом и гласные  звуки произносятся несколько  растянуто.

   Произнося вторую  пословицу, мы производим частые  вертикальные движения ребром  ладони правой руки, напоминающие  рубку капусты.

   Эмоциональные жесты.

   Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах.

   Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

   Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

   Указательные жесты.

   Скажите можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» в таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного.

   Указать можно  взглядом, кивком головы, рукой, пальцем  (указательным, большим). Указание рукой  бывает наиболее точным и конкретным  и поэтому обычно предпочитается  во многих ситуациях. Этикет  запрещает «показывать пальцем» (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от «правил хорошего тона».

   Некоторые указательные  жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает  себе на грудь – слева, где  сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь  идет о бессердечном, бесчувственном человеке…

   Бывают случаи, когда  расшифровка жеста определяется  ситуацией. Приведем несколько  примеров:

   Идет лекция. Один  из слушателей, поймав взгляд  другого, показывает пальцем место  на руке, где носят часы. – Он  спрашивает который час.

   Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему  тот знак, но жест уже равнозначен  словам: «Время истекло. Пора заканчивать  лекцию».

   Наконец, этот жест  может означать: «Поторопись! Настало  время уходить».

   Указательный жест  рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

   Изобразительные жесты.

   Если задать любому человеку вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Эта лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь…(волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарные толкования: винтовая лестница – лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь – незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

   Символические жесты.

   Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко наклоняются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

   Другая картина.  Передача КВН. Ведущий Алексей  Масликов представляет судей.  Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает оби руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертые приветливо машет рукой.

   Такие жесты условны  и называются символическими.

   Некоторые из них  имеют в полнее определенное  значение. Например:

  1. Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
  2. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
  3. Руки в боки – символ непокорности.
  4. Обхватить руками голову – признак неприятности или беды.

   Символический жест  нередко бывает, характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

   а) существует жест  предельности (категоричности) – сабельная  отмашка кистью правой руки. Он  сопровождает выражения: Никогда  не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершено ясно; Абсолютно не об этом.

   б) Жест интенсивности  – рука, сжатая в кулак (вариант:  два кулака). Он используется, когда  говорят: Он очень упорный;  Какая она упрямая; В нем  чувствуется такая собранность,  активность; Честолюбив он страшно.

   в) Известен также жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

   г) Жест противопоставления  – кисть руки исполняет движение  в воздухе «там» и «здесь».  Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда – сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

   д) Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершено разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.

   г) Жест объединения,  сложения, суммы – пальцы соединяются  в щепоть или соединяются ладони  рук. Такой жест используется  при произношении фраз: Они хорошо  сработались; Очень они подходят  друг к другу; Мы с вами  умеем находить контакты; А если  вместе это положить? Давайте  соединим усилия; Только объединившись,  можно победить.

   С этого сделаем  вывод: жесты следует использовать осторожно.

   Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

   Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

   Заключение.

   Таким образом, каждая эмоция, любое настроение и состояние человека могут быть представлены в только ему присущих внешних поведенческих проявлениях. Следовательно, должно существовать и обратное соответствие: по специфическим невербальным компонентам можно точно определить любые эмоции, чувства и прочие. А поскольку сильные эмоции не могут возникнуть без причинно, им должны предшествовать значимые для человека события или причины. В итоге, анализируя поведение субъекта с опорой на подход, предложенные И. М. Сеченовым, можно без каких-либо расспросов многое узнать о человеке по его внешним проявлениям.

   Невербальная и  вербальная коммуникации дополняют  друг друга и находятся в  сложном взаимодействии.  

       

   

     

  

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы.

  1. Лабунская, В. А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» / В.А. Лабунская, – Ростов н/Д. : Феникс, 1999 г. – 243с.
  2. Краусс, Р. «Подсознание и общение: социально-психологический подход» / Р. Краусс. – 1986 г. – 154с.
  3. Ильин, Е. П. «Дифференциальная психофизиология» / Е.П. Ильин, - СПб. : Питер, 2001 г. – 236с.
  4. Коноваленко, М. Ю. «Обман в деловом общении. Методы диагностики» / М.Ю. Коноваленко, – Ростов н/Д. : Феникс, 2005 г. – 321с.
  5. Шеламова, Г. М. «Этикет делового общения» / Г.М. Шеламова, – Издательский центр «Академия», 2006 г. – 165с.
  6. Шейнов, В. П. «Искусство убеждать: технология скрытого управления людьми» / В.П. Шейнов, – Минск. : Харвест, 2008 г. – 342с.
  7. Сельченок, К. В. «Прикладная конфликтология» / К.В.Сельчонок, - Мн. : Харвест, 1999 г. – 186с.  

  

  

  

        

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 


Информация о работе Вербальное и невербальное общение