Вербальное и невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.

Содержание

Введение……………………………………………..3
Вербальное общение………………………………..4
Невербальное общение……………………………..6
Элементы невербального общения………………...8
Заключение …………………………………………15
Список использованной литературы………………16

Работа содержит 1 файл

вербальное и невербальное ощение..docx

— 39.65 Кб (Скачать)

 

 

                                                        Содержание.

      Введение……………………………………………..3

  1. Вербальное общение………………………………..4
  2. Невербальное общение……………………………..6
  3. Элементы невербального общения………………...8

     Заключение …………………………………………15

     Список использованной литературы………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

   Искусство общения,  знание психологических особенностей  и применение психологических  методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает  постоянные контакты типа «человек  – человек» - политикам, бизнесменам,  менеджерам и многим другим. Таким  образом, умение строить отношения  с людьми, находить подход к  ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит  в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он не решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

   Общение с людьми  – это наука и искусство.  Здесь важны и природные способности,  и образование. Именно поэтому,  кто хочет достичь успеха во  взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

   Изучением тех  или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психиатрия, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. 

   Общение – это  вчерашний разговор с другом  по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминания на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с таким привычным словосочетанием, как «общение с искусством», «общение с ЭВМ» и т.д. довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, «Когда объем понятия стремиться к бесконечности, его содержание стремиться к нулю».

    

  1. Вербальное общение.

     Коммуникативная сторона общения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. При общении информация не просто передается от одного партнера к другому, а собеседники обмениваются ею. Лицо, передающее информацию, называют коммуникатором, а получающее информацию – реципиентом. Коммуникативное влияние, возможно лишь в тех случаях, когда коммуникатор и реципиент обладают «единой или сходной системой кодификации и декодификации. Необходимо также учитывать, что из-за разного понимания ситуации общения возможна разная интерпретация одних и тех же слов.

   В итоге возникают  мучительные, а порой и комические  ситуации. Нынешние школьники, благодаря  значению словацких слов, выразительно  ухмыляются при чтении «Разбойничьей  сказки» К. Чупака. Им невдомек, что великий писатель, назвав возлюбленную разбойника Кокоткой, имел в виду французское по происхождению слово «кокетка», а не созвучное ему в чешском языке уменьшительное обозначение фаллоса.

   Все принимающие  информацию оценивают ее сквозь  призму своих взглядов, позиций,  предрассудков и ожиданий. По  этой причине они воспринимают  ее избирательно. Одно слышат (по  крайней мере, улавливают на слух), а другое же пропускают мимо  ушей. В результате от их внимания  может ускользнуть именно то, что говорящий считает ядром своего сообщения.  

   Вербальное общение является информацией человеческой речи. Нередко можно слышать мнение, что речь скрывает истинное лицо человека, но вместе с тем речь может демонстрировать его, вопреки воле говорящего. Персидский писатель и мыслитель Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». Сказанное слово, будто индикатор, покажет уровень культуры человека. И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» высмеяли жалкий набор слов из лексикона Эллочки – «людоедки».

   Эффективность общения  чаще всего связывают с коммуникативной  стороной. Основной целью обмена  информацией является выработкой единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводку ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понятной. Умение точно выражать свои мысли и умение слушать являются составляющими коммуникативной стороны общения.

   Во многих ситуациях  общение человека сталкивается  с тем, что его слова побуждения  как-то неправильно воспринимаются  собеседником, «не доходят», т. е на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятствия. Разговаривать так, чтобы не врать и в то же время не дать ни одного байта информации. Во время обмена информацией сообщение претерпевает изменения под влиянием качеств личности слушающего, а также зависит от его отношения к говорящему, от содержания и настроя общения.

   Во многих ситуациях  общения человек сталкивается  с тем, что его слова, побуждения  как-то неправильно воспринимаются  собеседником, «не доходят», т. е на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятствия. В этом случае говорят о коммуникативных проблемах. Они делятся на барьеры непонимания.

  Барьеры непонимания.

   а) Фонетический

   б) Семантический

   в) Стилистический

   г) Логический

   Фонетическое непонимание появляется в использование непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э…). Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки.

   Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда используются слова, имеющие двойной смысл. В литературе описывается реальный пример подобного непонимания. Бригадиру строителей надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на самом видном месте. Он влез туда с молодым взрослым парнем – новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:

   - Бей по ребру!

  Парень удивился и  спросил:

   - Ты что, с ума  сошел?

   - Бей по ребру!  – закричал бригадир и добавил  несколько «разъясняющих» слов. Тогда парень размахнулся и  ударил бригадира по ребрам. Бригадир  птицей полетел с третьего  этажа, к счастью в сугроб.

   В этом примере  слово «ребро» имеет два значения, ребро человека и ребро балки.

   Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения, уровня развития и состояния собеседников. В этом плане поучительна история с иностранцем, который выучил несколько фраз и применил их, но был изгнан. Произошло это потому, что перепутал слова соболезнования, со словами, пожелание счастья на свадьбе.

   Логический барьер непонимания возникает, когда логика говорящего слишком сложна, либо кажется неверной, либо противоречит манере доказательств. Не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения.

  1. Невербальное общение.

    Изучение невербального общения берет свое начало в древности – в трактах по ораторскому мастерству, а в современной психологии наибольшее внимание данному виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, такесика, кинесика, проксемика и т.д. Термин «невербальное общение» в последние время стал категорией, объединяющей различные явления, и таким образом превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, - понятие «несловесный язык».

   Поэтому термин  «невербальное» существует не  только для того, чтобы отчертить  область исследований, сколько для  того, чтобы подчеркнуть, что речь  пойдет о явлениях, не относящихся  к слову. 

   Невербальные средства  общения являются дополнением  речевого общения. Психологами  установлено, что от 60 до 80% информации  человек получает за счет невербальных  средств общения. Р. Краусс, анализируя речевое поведение, обнаружил, что каждому ответу слушающего предшествовали определенные выразительные движения говорящего: изменение направление взгляда, движение головы в сторону слушающего, пауза в речи. Ответы самого слушающего также предвосхищались определенными экспрессивными движениями. Эту закономерность можно отнести к любому виду общения – как к искреннему, так и не искреннему, что способствует лучшему пониманию структуры общения в целом. Например, вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» - на бумаге означает очевидный вопрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».   

   Это позволяет  сделать вывод о том, что  невербальное поведение является  целостной структурой, где непроизвольные  движения преобладают над производными, неосознаваемые над осознаваемыми  и которую достаточно сложно  разобрать на отдельные единицы.  Поэтому оно «вербально передает  душу во всем ее бессознательном  и сознательном составе… - передает… гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди». Невербальное поведение неотделимо от личности, в нем выражаются ее психические особенности и состояния, особенности темперамента, отношение к другому человеку, поэтому оно индивидуально и неповторима сама личность.

   Количество и качество  невербальных сигналов зависят  от возраста человека. Например, у детей невербальные сигналы  читаются легче, чем у взрослых. Кроме того, они зависят от  пола, типа темперамента, социального  статуса и национальности. По  данным психологических исследований, на протяжении часового разговора  финн прибегает к жестикуляции  один раз, итальянец – 80, француз  – 120, мексиканец – 180 раз.

  Жесты, мимика, интонация – важнейшие факторы делового общения. Австрийский ученый А. Пиз полагает, что с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) 38%, посредством мимики, жестов, поз – 55%.

   Во время деловых  встреч, бесед, переговоров необходимо  как контролировать свои жесты  и мимику, так и уметь правильно  «читать» реакции партнера. Однако  интерпретация жестов, поз и других  компонентов невербального общения  не всегда бывает однозначной.

   Итак, через невербальные  проявления собеседник демонстрирует  свое истинное отношение к  происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления  увидеть и интерпретировать, т. е понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединение к собеседнику и воздействия на него.     

  1. Невербальные элементы общения.
  2. Мимика
  3. Жесты
  4. Ритмические жесты
  5. Эмоциональные жесты
  6. Указательные жесты
  7. Изобразительные жесты
  8. Символические жесты

   Мимика.

   Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает передавать настроение человека, отношение к тому, о чем он говорит. Радость, гнев, печаль – самые распространенные эмоциональные состояния лица. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот – все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.                          

   Выражение лица  играет важную роль в общении,  обеспечивая эмоциональный контакт  между собеседниками. Немецкий  писатель, литературный и театральный  критик Георг Кристоф Лихтинберг  заметил, что человеческое лицо  является самой замечательной  для нас поверхностью на земле.  Выражение лица очень сильно  зависит от движения губ. Плотно  сжатые губы выдают внутреннее  напряжение, расслабленные «говорят»  о мягкости и открытости.

   Для каждого, участвующего  в беседе, с одной стороны, важно  уметь «расшифровывать», «понимать»  мимику собеседника. С другой  стороны, необходимо знать, в  какой степени он сам владеет  мимикой, насколько она выразительна.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение