Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:26, реферат
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.
Введение……………………………………………..3
Вербальное общение………………………………..4
Невербальное общение……………………………..6
Элементы невербального общения………………...8
Заключение …………………………………………15
Список использованной литературы………………16
Введение……………………………………………..3
Заключение …………………………………………15
Список использованной литературы………………16
Введение.
Искусство общения,
знание психологических
Общение с людьми
– это наука и искусство.
Здесь важны и природные
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психиатрия, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
Общение – это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминания на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с таким привычным словосочетанием, как «общение с искусством», «общение с ЭВМ» и т.д. довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, «Когда объем понятия стремиться к бесконечности, его содержание стремиться к нулю».
Коммуникативная сторона общения проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. При общении информация не просто передается от одного партнера к другому, а собеседники обмениваются ею. Лицо, передающее информацию, называют коммуникатором, а получающее информацию – реципиентом. Коммуникативное влияние, возможно лишь в тех случаях, когда коммуникатор и реципиент обладают «единой или сходной системой кодификации и декодификации. Необходимо также учитывать, что из-за разного понимания ситуации общения возможна разная интерпретация одних и тех же слов.
В итоге возникают
мучительные, а порой и
Все принимающие
информацию оценивают ее
Вербальное общение является информацией человеческой речи. Нередко можно слышать мнение, что речь скрывает истинное лицо человека, но вместе с тем речь может демонстрировать его, вопреки воле говорящего. Персидский писатель и мыслитель Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». Сказанное слово, будто индикатор, покажет уровень культуры человека. И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» высмеяли жалкий набор слов из лексикона Эллочки – «людоедки».
Эффективность общения
чаще всего связывают с
Во многих ситуациях
общение человека сталкивается
с тем, что его слова
Во многих ситуациях
общения человек сталкивается
с тем, что его слова,
Барьеры непонимания.
а) Фонетический
б) Семантический
в) Стилистический
г) Логический
Фонетическое непонимание появляется в использование непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э…). Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки.
Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда используются слова, имеющие двойной смысл. В литературе описывается реальный пример подобного непонимания. Бригадиру строителей надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на самом видном месте. Он влез туда с молодым взрослым парнем – новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:
- Бей по ребру!
Парень удивился и спросил:
- Ты что, с ума сошел?
- Бей по ребру! – закричал бригадир и добавил несколько «разъясняющих» слов. Тогда парень размахнулся и ударил бригадира по ребрам. Бригадир птицей полетел с третьего этажа, к счастью в сугроб.
В этом примере
слово «ребро» имеет два
Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения, уровня развития и состояния собеседников. В этом плане поучительна история с иностранцем, который выучил несколько фраз и применил их, но был изгнан. Произошло это потому, что перепутал слова соболезнования, со словами, пожелание счастья на свадьбе.
Логический барьер непонимания возникает, когда логика говорящего слишком сложна, либо кажется неверной, либо противоречит манере доказательств. Не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения.
Изучение невербального общения берет свое начало в древности – в трактах по ораторскому мастерству, а в современной психологии наибольшее внимание данному виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, такесика, кинесика, проксемика и т.д. Термин «невербальное общение» в последние время стал категорией, объединяющей различные явления, и таким образом превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, - понятие «несловесный язык».
Поэтому термин «невербальное» существует не только для того, чтобы отчертить область исследований, сколько для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не относящихся к слову.
Невербальные средства
общения являются дополнением
речевого общения. Психологами
установлено, что от 60 до 80% информации
человек получает за счет
Это позволяет
сделать вывод о том, что
невербальное поведение
Количество и качество
невербальных сигналов зависят
от возраста человека. Например,
у детей невербальные сигналы
читаются легче, чем у
Жесты, мимика, интонация – важнейшие факторы делового общения. Австрийский ученый А. Пиз полагает, что с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) 38%, посредством мимики, жестов, поз – 55%.
Во время деловых
встреч, бесед, переговоров необходимо
как контролировать свои жесты
и мимику, так и уметь правильно
«читать» реакции партнера. Однако
интерпретация жестов, поз и других
компонентов невербального
Итак, через невербальные
проявления собеседник
Мимика.
Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает передавать настроение человека, отношение к тому, о чем он говорит. Радость, гнев, печаль – самые распространенные эмоциональные состояния лица. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот – все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.
Выражение лица
играет важную роль в общении,
обеспечивая эмоциональный
Для каждого, участвующего
в беседе, с одной стороны, важно
уметь «расшифровывать», «понимать»
мимику собеседника. С другой
стороны, необходимо знать, в
какой степени он сам владеет
мимикой, насколько она