Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель: овладевать методами математической статистики в психологии на примере изучения уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Задачи работы:
Анализ теоретического исследования по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
Анализ теоретического исследования по проблеме социометрического статуса в отечественной и зарубежной психологии
Изучение мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферы студентов
Диагностика проведение эмпирического исследования уровня эмоционального интеллекта студентов по методике Н. Холла – «Эмоциональный интеллект»
Диагностика проведение эмпирического исследования социометрического статуса у студентов по методике «Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива»
Обработка результатов диагностики
Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом
Введение………………………………………….…………………………….. 4-5
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………….….…………………………. 6-18
Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………. 6-13
Понятие и история развития эмоционального интеллекта…………6-10
Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта……………….……………………...………………..……10-13
1.2. Эмоциональный интеллект у студентов……………………….………13-18
Выводы…………………………………………………………………..……18-20
Глава 2. Эмпирическое изучение уровня эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ………………………...21-27
2.1. Организация и методы исследования . ………………………….…….21-24
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования ..…24-26
2.3. Выявление различий в уровне эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом ……………………………………..26-27
Заключение …………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников …………………………………………..30
Приложение
Таким образом, продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют, в первую очередь, положительные эмоции: интерес, любознательность, радость и спокойствие. Вдохновению у лиц юношеского возраста способствуют радость и грусть, а также чувства любви / влюблённости, счастья. При этом преподавателю следует иметь в виду, что если его предмет не интересен для молодых людей, то студенты стимулируют себя к его изучению, вызывая отрицательные эмоции, в частности, страх.
С целью эмоциональной саморегуляции студентами используются воспоминания, общение с близкими людьми, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представления о результате деятельности и его последствиях, слушание музыки, размышления о будущем, волевые действия. Значительная часть студентов нуждается в целенаправленном обучении способам эмоциональной саморегуляции, которое способствовало бы повышению эффективности их познавательной деятельности.[4]
ВЫВОДЫ: В последние десятилетия понятие эмоционального интеллекта вызывает пристальное внимание ученых. Началу исследований в этой области способствовали Сэловей и Майер, предложив концепцию эмоционального интеллекта, который образует три сферы, состоящие из пяти компонентов: точное распознавание своих и чужих эмоций; управление своими и чужими эмоциями; стратегическое использование эмоций в целях мотивации и решения задач. Особенно важным в теории эмоционального интеллекта является то, что в ней раскрыта динамическая, функциональная роль эмоций в саморегуляции. Чувства людей - это не эпифеноменальное сопровождение мотивированных действий; они сами детерминанты поведения. Таким образом, теории эмоционального интеллекта не просто описывают аффективные тенденции, а привлекают наше внимание к когнитивным аспектам эмоционального опыта и способности к саморегуляции, адаптивности и самопроявления индивида в социуме.[1]
Очевидно,
что самопроявление человека напрямую
связано с активностью
Поэтому
и качество деятельности, и жизненный
путь будут преломляться через индивидуально-
С другой стороны, с точки зрения некоторых исследователей, основным индикатором становления субъектности служат показатели социально – психологической адаптации. Однако, как обоснованно подчеркивает А.В. Брушлинский, общественные движущие силы все более перемещаются на личностный и социально – психологический уровень деятельности, сознания и поведения людей как субъектов.
В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. [2]
Механизмом успешной адаптации и его когнитивной составляющей, как нам представляется, является эмоциональный интеллект.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми. То есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.
Харизматичность, самоуважение
Признаками же низкого
Глава 2.
Эмпирическое изучение уровня эмоционального
интеллекта у студентов с разным
социометрическим статусом
2.1. Организация и методы исследования
Для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в школьном классе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.
Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию подобного типа:
Ваша группа существует уже давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определённые личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но представьте себе, что всё начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы . Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои вопросы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):
1.
если бы все члены Вашей
группы жили в общежитии, с
кем из них Вам хотелось
бы поселиться в одной комнате?
2.если
бы все члены Вашей группы
жили в общежитии, с кем из
них Вам не хотелось бы
Обработка, представление и анализ результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки.
Вначале
следует построить простейшую социоматрицу
Результаты выборов разносятся по матрице
с помощью условных обозначений.
Таблицы результатов
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
После
того, как положительные и
Анализ
социоматрицы по каждому критерию дает
достаточно наглядную картину
Для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений используют методику предложенную Н. Холлом. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1.Эмоциональная осведомленность.
2.Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).
3.Самомотивация
(скорее это как раз
4.Эмпатия.
5.Распознавание
эмоций других людей (скорее
— умение воздействовать на
эмоциональное состояние
Инструкция
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.
Обозначение баллов:
Полностью не согласен (–3 балла).
В основном не согласен (–2 балла).
Отчасти не согласен (–1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла). (см. табл.2)
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
14 и более — высокий;
8–13 — средний;
7 и менее — низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
70 и более — высокий;
40–69 — средний;
39 и менее — низкий.
Ключ к методике
Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результатов
По
каждой шкале высчитывается сумма
баллов с учетом знака ответа (+ или
–). Чем больше плюсовая сумма баллов,
тем больше выражено данное эмоциональное
проявление. (см. табл. 3)[2]
2.2. Первичная статистическая обработка результатов исследования
Для того чтобы выявить различия и определить уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом, мы делаем первичную статистическую обработку данных.
1 этап. Определим объём выборки:
n = 17
2 этап. Построим вариационный ряд:
20, 25, 28, 30, 30, 32, 37, 39, 42, 44, 47, 48, 48, 49, 51, 71, 86.
3 этап. Зададим статистическое распределение в виде распределения частот:
Xi | 20 | 25 | 28 | 30 | 32 | 37 | 39 | 42 | 44 | 47 | 48 | 49 | 51 | 71 | 86 |
ni | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Wi | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 2/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 2/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 | 1/17 |
Информация о работе Уровень эмоционального интеллекта у студентов с разным социометрическим статусом