Управление стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 02:17, реферат

Описание работы

Дистресс проявляется по-разному у всех людей, однако есть универсальные его характеристики. Одним из облигатных признаков дистресса является тревога. Определенный уровень тревожности характерен для отдельной конкретной личности, причем у каждого существует свой оптимальный уровень тревожности, который позволяет человеку наилучшим образом функционировать. Однако наряду с продуктивной тревогой, которая сопровождает эустресс, существует непродуктивная тревога, характерная для дистресса.

Содержание

1.Эмоц.дистресс.
Поведенческ.эмоц проявления
2.поводы и причины возникновения эмоц.дистресса
3.технологии стресс-менеджмента
4.профилактика эмоц.дистрессов
5.современная классификация темпераментов
6.класификация растройств личности

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

При патологической нехватке времени поможет  курс по тайм-менеджменту. Давление тяжкого  груза ответственности на «топов»  снимается тренировкой навыка делегирования полномочий на курсах вроде «Эффективный менеджмент» или «Базовые управленческие навыки». Несовершенство профессионального взаимодействия преодолевается на занятиях по развитию коммуникативной компетентности. Прочие же вопросы, требующие только индивидуального подхода – решаются HR-политикой, одним обучением обойтись сложно.

Так, информационные нагрузки, непомерно  возросшие вследствие внедрения  новых технологий (или увольнения части сотрудников с последующим распределением объема их работы между оставшимися), нередко появляются не как логичное продолжение кризиса, а просто потому, что люди не были подготовлены к грядущим изменениям, и им не дали времени к ним привыкнуть. Неважный психологический климат в компании может быть связан с нехваткой мероприятий по командообразованию (от грамотно организованного корпоративного праздника до свежего анекдота на внутреннем сайте). Решению личных проблем кого-либо из сотрудников поможет «разговор по душам», «подарок» в виде двух дней отпуска. Даже если совсем нет возможности материальной поддержки, вовремя побеседовать с человеком – значит, применить технологию управления стрессом. В конечном счете, это одна из обязанностей специалистов отдела персонала, хотя у них часто не только не хватает времени на нее, но и нет даже уверенности в том, что она нужна.

HR-менеджерам  почти всегда приходится доказывать  и руководителям, и коллегам  из других отделов, что идея  управления стрессами имеет право на существование, а также обосновывать его значимость для компании. Убедить в необходимости стресс-менеджмента сложно, потому что непонятно, как оценить эффект, – разве что по уменьшению жалоб клиентов или сокращению поломок оргтехники. Или по тому, что сотрудники стали меньше конфликтовать. Или, еще туманнее, – по позитивным изменениям психологического климата… Субъективный критерий можно выбрать самостоятельно, – стопроцентно объективного, к сожалению, нет. И кризис (не было бы счастья, да несчастье помогло) может прийти на помощь HR-специалистам. Ведь в условиях экономического спада именно трудовые усилия персонала компании приобретают решающее значение для удержания бизнеса на плаву. А их качество нельзя обеспечить репрессивными мерами: человек в ситуации нестабильности крепче держится за свою работу, но это совсем не означает, что он лучше ее выполняет. Значит, чтобы обеспечить нужный уровень эффективности, надо людям помочь:

  1. Признать тот факт, что стрессовая нагрузка на персонал усилилась, а бюджет на мероприятия по профилактике стресса уменьшился, уделять им основное внимание. Другими словами, стараться прогнозировать последствия тех или иных событий и «обходить острые углы»: вовремя предоставлять информацию о характере изменений в компании, пресекать негативные слухи, ориентировать людей на светлое будущее, причем ближайшее.
  2. Просвещать сотрудников в области стресс-менеджмента – с тем, чтобы они сами стремились сохранять собственное физическое и психическое здоровье. Частая проблема в российских компаниях – непонимание людьми всей опасности многочисленных стрессов и незнание элементарных методов противодействия им. Краткой, на 20–30 минут, лекции о «домашних» методах стресс-менеджмента иной раз бывает достаточно, чтобы коренным образом изменить отношение слушателей к этой проблеме.

Не  терять надежды донести  до высшего руководства  идеи четко организованных, регулярных (а не антикризисных) и  продуманных мероприятий  по стресс-менеджменту. Кризис – он не навсегда, и через некоторое  время (надеемся – недолгое), тема управления стрессом проявится опять. К этому надо готовиться.

***

Стресс-менеджмент – это лишь часть общего менеджмента  организации. Жизнь заставляет серьезно менять технологии управления компанией, а значит, и стресс-менеджмента.

ДИСТРЕСС

ДИСТРЕСС, разновидность стресса, реакция организма, приводящая к истощению нервной системы, снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний. Значительный стресс, не причинив никакого вреда, может вызвать любая нормальная деятельность человека, например игра в шахматы или страстное объятие. Лишь вредоносный или неприятный стресс может быть отнесён к дистрессу. В обиходной речи, говоря о том, что человек испытывает стресс, обычно имеется в виду чрезвычайный стресс, или дистресс. Используемые термины по своему значению в большой степени ориентированы на эмоциональную личностно-психологическую оценку процесса и мало раскрывают его физиологическую сущность. 
 
Суть дистресса заключается в том, что организм между отдельными стрессами не успевает полностью вернуться в исходное состояние, при этом уровень гормонов в крови постепенно превышает норму и достаточного эмоционального расслабления не наступает. В таком состоянии у человека нарушаются сон, аппетит, настроение, часто повышаются мнительность и подозрительность, наблюдаются полное равнодушие и безучастность к делам и заботам родных и близких, к производственным и другим проблемам. Описаны случаи смерти совершенно здоровых людей из отсталых племён, произошедшей от крайнего эмо ционального напряжения после нарушения ими запрета или проклятия, тогда как снятие -«заклятия» возвращало человека к жизни в течение нескольких часов.
 
 

Личностные расстройства — весьма распространенный вид заболеваний, требующих психотерапевтического лечения. Они «произрастают» на почве определенной структуры личности, получаемой при рождении. Нет «плохих» типов личности — есть удачные или неудачные условия их развития, приводящие к гармонии и счастью, с одного конца шкалы возможностей данного индивида, или же к трагедии или психическому заболеванию, с другого конца. Обычным является некое промежуточное состояние, но если оно склоняется к «плохому» концу шкалы, так, что ваши личностные особенности причиняют сильное беспокойство или вред вам или окружающим — это повод для обращения к врачу. А дело врача — поставить для начала правильный диагноз, и если это, действительно, личностное расстройство, классифицировать его в целях эффективного лечения.

Одной из основных является когнитивная классификация расстройств личности [1] (другая — психоаналитическая), в которой выделяют 9 когнитивных профилей и соответствующих расстройств. Только читайте спокойно! Помните, что: (a) чистых типов в природе не бывает; (b) тип — еще не расстройство; (с) личностные расстройства лечатся и, наконец, (d) личностное расстройство может быть только у личности, а быть Личностью — почетное право каждого Человека. Преодолейте расстройство (если оно есть) и извлеките максимум пользы из своего типа личности. Но врага-расстройство надо знать в лицо. Итак:

1. Избегающее расстройство личности. Люди такого типа хотели бы сблизиться с другими, но боятся быть отвергнутыми. 
Представление о себе: неприспособленный, некомпетентный. «Я плохой, никчемный, непривлекательный». «Я не могу терпеть неприятные чувства». 
Представление о других: Потенциально критичные, незаинтересованные, унижающие. 
Стратегия: избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. 
Эмоции: сочетание тревоги (по поводу возможной оценки) с печалью (результат избегания: отсутствие близких отношений и успехов).

2. Зависимое расстройство личности. Этим нужна «опора»: без нее они чувствуют себя слабыми и беспомощными. Таким образом, 
представление о себе такое же как у «избегающих» (слабый, некомпетентный), но 
представления о других иные — зависимая личность ориентирована на «опекуна»: заботливого, одобряющего, компетентного. При наличии подходящего опекуна зависимая личность «расцветает» и способна действовать очень эффективно. 
Стратегия, естественно, найти опекуна и привязать его к себе. 
Эмоции: тревога из-за возможного разрыва с «действующим» опекуном, которому может надоесть эта роль.

3. Пассивно-агрессивное расстройство личности. Такой человек требует «свободы», но не справляется с ней; жалуется на «власть», но жаждет ее одобрения. 
Представление о себе: самодостаточен, но уязвим к внешнему воздействию. С одной стороны «невыносимо быть под контролем», а с другой — «мне нужно, чтобы власть защищала, одобряла и поддерживала меня». 
Представление о других: надоедливые, требовательные и — одновременно — способные к заботе и приятию. 
Стратегия: скрытая оппозиция. 
Эмоции: сдержанный гнев при пассивном подчинении «власти» — тревога в ожидании ответных репрессий.

4. Обсессивно-компульсивное расстройство личности. Название происходит от слов obsession (одержимость, навязчивая мысль) и compulsion (принуждение). Представитель этого направления — серьезный человек, для которого слова «контроль» и «должен» перевешивают все остальные. 
Представление о себе: ответственный — за себя и за других. Но за этой «сильной» установкой часто прячется страх некомпетентности и беспомощности, и единственное противоядие от этого страха — строгое следование своду правил, разрабатываемых на все случаи жизни. 
Представление о других: коротко — разгильдяи. 
Стратегия: максимальный контроль над собой (разработка правил, самокритика) и другими (требование соблюдения правил, и неодобрение/наказание в случае невыполнения). 
Эмоция: сожаление (о несовершенстве природы человека) и разочарование (в малой эффективности исправительных мер).

5. Параноидное расстройство личности. Не пугайтесь! Это не то, о чем вы подумали (бред преследования и т.д.), это только цветочки... Параноидные личности пока только не доверяют другим, но делают это с размахом. 
Представление о себе: добродетельный, но «со мной плохо обращаются». Представление о других: заблуждающиеся, склонные к обману и подвохам (ну как таким доверять!) 
Стратегия: будь начеку! (Во время сталинщины параноидальным мышлением была заражена вся страна; это пример наведенного, навязанного когнитивного профиля, причем в массовом масштабе). 
Эмоция: гнев по поводу предполагаемых злоупотреблений.

6. Антисоциальное расстройство личности. Такая личность сама устанавливает «правила игры». Он (она) — одинокий волк (или волчица), и вполне доволен этим. 
Представление о себе: одинокий, независимый, сильный. 
Представление о других: лохи (подавляющее большинство) или такие же хищники. 
Стратегия: от хитроумного манипулирования и мошенничества до прямого грабежа и насилия. 
Эмоция: гнев по поводу того, что другие имеют то, что он/она, несомненно, гораздо больше заслуживает.

7. Нарциссическое расстройство личности. Помните миф о прекрасном юноше Нарциссе, отвергнувшем любовь нимфы Эхо и погибшим над собственным речным отражением? Для «нарцисса», как и для «волка» тоже правила не писаны, но к людям они относятся гораздо мягче, коль скоро другие — зеркало, способное отразить все великолепие нарцисса. 
Представление о себе: я особый и уникальный, я выше общепринятых правил. Но в глубине — сомнение в своем великолепии, и поэтому нарциссам все время требуется подтверждающее восхищение других. 
Представление о других: зеркало оно зеркало и есть. Помните, что сделала с говорящим зеркалом царица у Пушкина? Не злите нарцисса! Его стратегия — заставить вас восхищаться; его основная 
эмоция — гнев, если вы не восхищаетесь. Если вы делаете это настойчиво и обоснованно, сломленный нарцисс впадает в депрессию.

8. Шизоидное расстройство личности. И снова — не пугайтесь! Многие великие были шизоидами: до неких пределов отстраненность и замкнутость способствуют творчеству. Все дело в дозировке одиночества и во внутреннем богатстве отстраняющейся (на время!) личности. В случае же расстройства — 
Представление о себе: самодостаточный одиночка. 
Представление о других: навязчивые, ограничивающие. 
Стратегия: держаться на расстоянии, поскольку попытки других приблизиться угрожает разрушением. 
Эмоция. Шизоиды не склонны впускать в свой внутренний мир других, поэтому создается впечатление, что у них нет сильных чувств; для всех, кого «впустили» очевидна печаль как следствие изоляции.

9. Гистрионное расстройство личности. А вот у этих основная эмоция радость, потому что их 
представление о себе: обаятельный, впечатлительный и заслуживающий внимания. 
Представление о других: впечатляемые, чувствительные, восхищающиеся. Немного похоже на нарциссов, но «истерические» (hysterious) личности не холодны к окружающим: они вступают с ними в теплые, хотя часто непродолжительные, отношения. 
Стратегия: находиться в центре внимания, давать и получать радость. Если эта стратегия по объективным причинам не реализуется, тогда любым способом (вплоть до истерики) достигать желаемого, воздействуя на чувства. А чувства — материя нежная и трудно управляемая. Поэтому 
сопутствующая эмоция у гистрионно-нарушенных личностей — затаенное чувство тревоги, которое сменяется гневом и печалью, когда срываются их планы немедленно осчастливить себя и все человечество.

Информация о работе Управление стрессом