Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Содержание

§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
а) Проблемы и перспективы развития образования в России б) Федеральная программа развития образования
в) Характеристика свойств современного образования в России
§3. Управление образованием в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

•Эта задача обусловлена  наличием проблем в управлении образовательной  системой в РФ. К их числу можно  отнести:

•разрозненность совместной деятельности общества, системы образования  и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных  программ, передач и других материалов;

•несовершенство форм и  недостаточная активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;

•практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;

•неразвитость правовых основ  взаимоотношений исполнителей образовательных  услуг, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Несмотря на наличие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния управления системой образования  характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные  органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.

     Наряду с  государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Важнейшим признаком общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений. В управлении образованием на современном этапе предполагается гибкое сочетание усилий педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся и студентов.

     Одним из  коллективных органов управления  является совет школы, деятельность  которого определяется Временным  положением о государственных  общественных учебных заведениях  в РФ.

     Общешкольный  совет в полном составе собирается  один-два раза в год и решает  стратегические вопросы: основные  направления развития, пути повышения  качества учебно-воспитательного  процесса, определяют язык обучения  и т.п. В течение года основную  работу ведут комиссии (сектора), создаваемые советом школы. Они  собираются раз в четверть, заслушивают  ответственных за определенный  участок деятельности, намечают  пути реализации принятых решений.  Оперативное руководство школой  ведет президиум совета, в который  входят руководители комиссий  и члены администрации. Такая  организация деятельности совета  школы превращает его в действенный  институт управления.

     В случае  если государственное или муниципальное  высшее учебное заведение в  целом лишается государственной  аккредитации по результатам  аттестации, ректор высшего учебного  заведения и отвечающие в пределах  своей компетенции за качество  подготовки выпускников проректоры  освобождаются от занимаемых  должностей органом управления  образованием, в ведении которого  находится высшее учебное заведение.  Выборы ректора высшего учебного  заведения в этом случае не  допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителем (учредителями) высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем (учредителями) органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.

     В системе  высшего и послевузовского профессионального  образования могут создаваться  без образования юридических  лиц государственно-общественные  объединения типа учебно-методических  объединений высших учебных заведений,  научно-методических, научно-технических  и других советов и комиссий.

     Государственно-общественные  объединения создаются государственными  органами управления образованием  и осуществляют свою деятельность  в соответствии с положениями,  утверждаемыми этими органами  управления. Типовые положения о  государственно-общественных объединениях  утверждаются федеральным (центральным)  органом управления высшим профессиональным  образованием. В состав государственно-общественных  объединений на добровольных  началах входят научно-педагогические  и другие работники высших  учебных заведений, работники  предприятий, учреждений и организаций,  действующих в системе высшего  и послевузовского профессионального  образования. Государственно-общественные  объединения могут привлекать  к участию в своей работе  иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Государственные  органы управления высшим профессиональным  образованием, ученые советы высших  учебных заведений рассматривают  и учитывают в своей деятельности  рекомендации общественных организаций  и государственно-общественных объединений  в системе высшего и послевузовского  профессионального образования.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Вербицкий  А.А. Новая образовательная парадигма  и контекстное обучение. - М.: ИЦ, 1999.

2.     Гуманистические  воспитательные системы вчера  и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. - М., 1998.

3.     Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. - М: Изд.центр «Академия», 2003. -320 с.

4.     Зайцева, И.А.  Управление образовательными системами:

5.     Новиков А.П.  Профессиональное образование в России. - М., 2008.

6.     Педагогика: педагогические теории, системы,  технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова

7.     Программно-методическое  пособие. - М., 1999. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. - М., 2009.

8.     С.А. - М.: Академия, 1998.

9.     Сергеева  В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами.

10.  Учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С.Кукушин, Т.В.Миронова, Е.А.Попова, И.Е.Шолудченко / Под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2003. - 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)

11.                       Рудакова, И. А. Основы управления  педагогическими системами: учебное  пособие / И. А. Рудакова. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -280 с- (Среднее профессиональное образование)

12.                       Шамова, Т.И. Управление образовательными  системами: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.И. Шамова, ИЛ.Третьяков, Н.П. Капустин / Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-320 с.

13.                       Шамова, Т.И. Управление образовательными  системами: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений / Т.И. Шамова, Т.М.


Информация о работе Управление образовательными системами