Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Содержание

§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
а) Проблемы и перспективы развития образования в России б) Федеральная программа развития образования
в) Характеристика свойств современного образования в России
§3. Управление образованием в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский Новый Университет

ТФ Рос НОУ


 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине:

Психология и педагогика

на тему:

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Новаруцкис Елена Сергеевна

студент гр. ЮЗ-16

 

 

Таганрог 2012г.

Введение

§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России

§2. Перспективы  развития образовательной системы  в России и проблемы поиска "своего" пути

а) Проблемы и перспективы развития образования в России б) Федеральная программа развития образования

в) Характеристика свойств современного образования в России

§3. Управление образованием в России

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление системами  образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет  прямое отношение к качеству и  эффективности деятельности образовательных  учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует  о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения,  исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей  полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и  СССР.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности  за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих  этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг  в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается  в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Это рассредоточение  власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.

 

 

 

 

 

§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России

С 1991 года образовательная  система России стоит на путях  эволюционного развития имеющей  главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной  программе развития образования  в России, разрабатываемой с 1992 года. 
     Концептуальный уровень в проекте данной Программы отражали сформулированные стратегические цели и принципы развития. Так, среди целей в числе важнейших были: 
     - повысить образовательный уровень населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 году, предоставив каждому гражданину страны возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями; 
     - обеспечить широту и качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики. Разработать многоуровневую систему высшего образования и начать ее реализовывать в 1992-1993 годах.

  • Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:
    • принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач;
    • принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;
    • принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;
    • принцип единства - обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования;
    • принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;
    • принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций были впоследствии закреплены в Законе РФ "Об образовании", вышедшем в июне 1992 г.

     Данный документ  и содержащиеся в нем концептуальные  основы преобразуемой образовательной  системы в России строго придерживались  позиции уважения к традициям  и завоеваниям отечественного  образования.

     Принятый Закон  провозгласил область образования  приоритетной.

     Закон декларировал, что под получением гражданином  (обучающимся) образования понимается  достижение и подтверждение им  определенного образовательного  ценза, которое удостоверяется  соответствующим документом.

     Право на  образование является одним из  основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации,  а образование в Российской  Федерации осуществляется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и нормами международного  права.

     Были определены  принципы государственной политики  в области образования:

     1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

     2) единство  федерального культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

     3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников;

     4) светский  характер образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях;

     5) свобода и  плюрализм в образовании;

     6) демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием. Автономность  образовательных учреждений.

а) Проблемы и перспективы  развития образования в России•Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

•социальная и экономическая  нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

•неполнота нормативной  правовой базы в области образования;

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. В целом  потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней  менее чем на четверть. Сохраняется  тенденция сокращения реального  объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились  примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное  уменьшение.

      В нарушение  законодательства не обеспечивается  защита образовательных учреждений  от штрафов и пеней, начисляемых  независимо от отсутствия или  несвоевременности финансирования  из бюджетов.

     Острейший  дефицит финансовых ресурсов  породил опасность потери лучшего  из того, что имелось и еще  имеется в системе образования  Российской Федерации. Сохраняют  угрозу углубления кризисные  тенденции в системе образования,  способные нанести серьезный  ущерб состоянию безопасности  государства.

     Поддержание  вертикальных связей между отдельными  уровнями управления образованием  осуществляется посредством договоров  и соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации  указанных договоров и соглашений  показывает необходимость дальнейшего  совершенствования всей системы  взаимодействия государственных  и муниципальных органов управления  образованием.

     В последние  годы отчетливо проявляются тенденции  ухудшения социального положения  и здоровья детей. Не последнюю  роль в ухудшении здоровья  детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные  учреждения. Учебно-материальная база  образовательных учреждений приходит  в негодность, устаревает. Резко  сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно  опережают темпы их реконструкции  и нового строительства.

     Растет угроза  нарушения единства образовательного  пространства в части обучения  русскому языку как государственному. Увеличиваются разночтения федеральных  и национально-региональных компонентов  стандартов гуманитарных дисциплин.

     Проблемами  остаются отсутствие необходимой  преемственности уровней дошкольного  образования и начального общего  образования, а также начального  общего и основного общего  образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

     Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана.

     В ряде субъектов  Российской Федерации возникают  трудности с подготовкой и  изданием учебников на языках  народов Российской Федерации.

     Уменьшается  количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных  видов продукции для системы  образования, сокращается объем  их производства, не решена проблема  обеспечения образовательных учреждений  классно-лабораторным оборудованием,  наглядными пособиями, техническими  и информационными средствами  обучения и специализированной  мебелью.

     В целом  остается проблемой кадровое  обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция  старения педагогических работников  образовательных учреждений всех  типов и видов, недостаточно  молодых специалистов вследствие  низкого уровня оплаты труда  и социального престижа профессии  педагога, слабой социальной защищенности  педагогических и научно-педагогических  работников образовательных учреждений.

     Увеличение  количества негосударственных образовательных  учреждений всех уровней образования  создало проблему необходимости  усиления государственного и  общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.

     Уменьшается  количество дошкольных образовательных  учреждений и количество посещающих  их детей, в результате чего  более 50% дошкольников не пользуются  услугами первого уровня системы  образования.

     Увеличилось  число детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей.  Возрастает число детей с ограниченными  возможностями здоровья и детей,  нуждающихся в психолого-педагогической  коррекции. Однако существующее  количество образовательных учреждений  для указанных детей не в  состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.

Информация о работе Управление образовательными системами