Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Содержание

§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
а) Проблемы и перспективы развития образования в России б) Федеральная программа развития образования
в) Характеристика свойств современного образования в России
§3. Управление образованием в России
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

     Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

§3. Управление образованием в России

а) Органы управления образованием в Российской Федерации

б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений

а) Органы управления образованием в Российской Федерации

•В соответствии с Законом "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют  следующие государственные органы управления образованием:

•Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение  о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)

•Федеральные ведомственные  органы управления образованием;

•Государственные органы управления образованием субъектов  Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной  власти.

     Местные (муниципальные)  органы управления образованием  могут создаваться по решению  соответствующих органов местного  самоуправления.

      Необходимо  отметить, что деятельность органов  управления образованием направлена  на обеспечение Федеральной программы  развития образования, государственных  образовательных стандартов и  функционирования системы образования  на уровне государственных нормативов.

     К компетенции  государственных органов управления  образованием в обязательном  порядке относятся:

     1) разработка  и реализация целевых федеральных  и международных программ в  области образования;

     2) разработка  государственных образовательных  стандартов и установление эквивалентности  документов об образовании;

     3) государственная  аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

     4) установление  порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;

     5) формирование  структуры системы образования;  разработка перечней профессий  и специальностей, по которым  ведутся профессиональная подготовка  и профессиональное образование;

     6) прямое финансирование  деятельности учрежденных ими  образовательных учреждений;

     7) создание  государственных фондов стабилизации  и развития системы образования;

     8) разработка  государственных нормативов финансирования  образовательных учреждений, а также  материально-технической обеспеченности  и оснащенности образовательного  процесса;

     9) прогнозирование  развития сети образовательных  учреждений, подготовка предложений  по выделению из федерального  бюджета целевых субвенций на  нужды развития образования в  регионах;

     10) контроль  исполнения законодательства Российской  Федерации в области образования,  государственных образовательных  стандартов, бюджетной и финансовой  дисциплины в системе образования.

     Законом определяется, что органам управления образованием  подконтрольны подведомственные  им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным  учреждением законодательства Российской  Федерации в области образования  и (или) своего устава государственные  органы управления образованием  вправе своим предписанием приостановить  в этой части деятельность  образовательного учреждения до  решения суда.

 

б) Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учрежденийОрганы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

Право на ведение образовательной  деятельности и льготы, установленные  законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

     Лицензия на  право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

     Экспертная  комиссия создается государственным  органом управления образованием  или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями  законодательством субъекта Российской  Федерации, по заявлению учредителя  и проводит свою работу в  месячный срок. В экспертную комиссию  на паритетных началах входят  представители государственного  органа управления образованием, соответствующего органа местного  самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления  образованием, действующих образовательных  учреждений, общественности.

     Предметом  и содержанием экспертизы является  установление соответствия условий  осуществления образовательного  процесса, предлагаемых образовательным  учреждением, государственным и  местным требованиям в части  строительных норм и правил, санитарных  и гигиенических норм, охраны  здоровья обучающихся, воспитанников  и работников образовательных  учреждений, оборудования учебных  помещений, оснащенности учебного  процесса, образовательного ценза  педагогических работников и  укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного  процесса предметом экспертизы  не являются.

     Требования  экспертизы не могут превышать  среднестатистических показателей  для территории, на которой зарегистрировано  образовательное учреждение. Затраты  на проведение экспертизы оплачиваются  учредителем. В лицензии, выдаваемой  образовательному учреждению, фиксируются  контрольные нормативы, предельная  численность контингента обучающихся,  воспитанников и срок действия  этой лицензии.

     Отрицательное  заключение по результатам экспертизы  и основанный на нем отказ  в выдаче лицензии образовательному  учреждению могут быть обжалованы  учредителем в суде.

     Возобновление  лицензии осуществляется в том  же порядке, что и ее получение.

     Свидетельство  о государственной аккредитации  образовательного учреждения подтверждает  его государственный статус, уровень  реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества  подготовки выпускников требованиям  государственных образовательных  стандартов, а также право на  выдачу выпускникам документов  государственного образца о соответствующем  уровне образования.

     Свидетельство  о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным  учреждениям и учреждениям дополнительного  образования детей, подтверждает  государственный статус соответствующего  образовательного учреждения, уровень  реализуемых им образовательных  программ, категорию этого образовательного  учреждения.

     Государственная  аккредитация образовательных учреждений  проводится федеральными и ведомственными  государственными органами управления  образованием или по их доверенности  иными государственными органами  управления образованием на основании  заявления образовательного учреждения  и заключения по его аттестации.

     Высшие учебные  заведения могут получать общественную  аккредитацию. Общественной аккредитацией  является признание уровня деятельности  высшего учебного заведения, отвечающего  критериям и требованиям соответствующих  общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций.  Общественная аккредитация не  влечет за собой финансовых  или иных обязательств со стороны  государства.

     Аттестация  образовательного учреждения проводится  по его заявлению государственной  аттестационной службой либо  по ее поручению или по ее  доверенности органами государственной  власти, органами управления образованием  и органами местного самоуправления  с привлечением ведущих образовательных  учреждений, общественности. Аттестация  проводится один раз в пять  лет, если иное не предусмотрено  законом. Затраты на проведение  аттестации оплачиваются образовательным  учреждением.

     Целью и  содержанием аттестации является  установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки  выпускников образовательного учреждения  требованиям государственных образовательных  стандартов. Условием аттестации  образовательного учреждения являются  положительные результаты итоговой  аттестации не менее чем половины  его выпускников в течение  трех последовательных лет.

     Аттестационное  заключение государственной аттестационной  службы может быть обжаловано  в суд только в части процедуры  аттестации. Образовательное учреждение  вправе потребовать повторной  аттестации не ранее чем через  12 месяцев с момента отказа  ему в государственной аккредитации.

     Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.

     Аттестация  высшего учебного заведения проводится  государственной аттестационной  службой по заявлению высшего  учебного заведения или по  инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным  образованием, федеральных органов  исполнительной власти, органов  местного самоуправления, в ведении  которых находится высшее учебное  заведение.

     Образовательное  учреждение может быть лишено  государственной аккредитации по  результатам аттестации.

     Филиалы (отделения)  образовательных учреждений проходят  регистрацию по фактическому  адресу, лицензирование, аттестацию  и государственную аккредитацию  в общем порядке, установленном  для образовательных учреждений  настоящим Законом.

     Образовательные  учреждения могут получать общественную  аккредитацию в различных российских, иностранных и международных  общественных образовательных, научных  и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.

 

§4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием

 

Одна из отличительных  особенностей современной системы  образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

     В соответствии  с Федеральной программой планируется  разработать механизмы совершенствования  взаимодействия и координации  деятельности органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, объединений системы образования  и общественных организаций по  развитию системы образования как единого комплекса.

Информация о работе Управление образовательными системами