Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:24, реферат
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
а) Проблемы и перспективы развития образования в России б) Федеральная программа развития образования
в) Характеристика свойств современного образования в России
§3. Управление образованием в России
Список литературы
Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.
§3. Управление образованием в России
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
•В соответствии с Законом
"Об образовании" в Российской
Федерации создаются и
•Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)
•Федеральные ведомственные органы управления образованием;
•Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Государственные органы управления
образованием создаются решением соответствующего
органа исполнительной власти по согласованию
с соответствующим
Местные (муниципальные)
органы управления
Необходимо
отметить, что деятельность органов
управления образованием
К компетенции
государственных органов
1) разработка
и реализация целевых
2) разработка
государственных
3) государственная
аккредитация образовательных
4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
5) формирование
структуры системы образования;
6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
7) создание
государственных фондов
8) разработка
государственных нормативов
9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
10) контроль
исполнения законодательства
Законом определяется,
что органам управления
б) Лицензирование, аккредитация
и аттестация образовательных
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
Экспертная
комиссия создается
Предметом
и содержанием экспертизы
Требования
экспертизы не могут превышать
среднестатистических
Отрицательное
заключение по результатам
Возобновление
лицензии осуществляется в том
же порядке, что и ее
Свидетельство
о государственной
Свидетельство
о государственной
Государственная
аккредитация образовательных
Высшие учебные
заведения могут получать
Аттестация
образовательного учреждения
Целью и
содержанием аттестации
Аттестационное
заключение государственной
Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
Аттестация
высшего учебного заведения
Образовательное
учреждение может быть лишено
государственной аккредитации
Филиалы (отделения)
образовательных учреждений
Образовательные
учреждения могут получать
§4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
В соответствии
с Федеральной программой