Управление личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение индивидуальных свойств личности, в частности её характера, и влияние их на достижение желаемой цели.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить индивидуальные свойства личности, их виды, особенности. Провести анализ каждого из свойств личности; дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть основные черты характера индивида, дать их характеристики, провести их анализ. Выявить наиболее распространенные в обществе типы характеров.

Содержание

Введение
1 Индивидуальные свойства личности
2 Черты характера
3 Влияние характера индивида на отношения в коллективе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

     Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

     Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

     При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется. 
Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

     Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

     Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (злопамятность, подозрительность, щедрость). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность) и интеллектуальной (глубина ума, критичность) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

     В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

     Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

     Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

     Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений, это является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

         - В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

         - В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

         - В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.)

         - В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость-расточительность, аккуратность - неряшливость).

     Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека.

     Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

     Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность.

     Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

     Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Влияние характера индивида на  отношения в коллективе  

     При комплектовании любой группы необходимо учитывать не только индивидуально-психологические  качества человека, но и возможные  результаты совместной деятельности, обусловленные процессы соединения этих людей. Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. Любая группа не есть простая сумма входящих в нее индивидов. Принцип интегративности предполагает рассматривать группу как единый неразрывно связанный организм.

     Наличие высокой психологической совместимости  коллектива способствует их лучшей врабатываемости, а в итоге – высокой эффективности  труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости и врабатываемости:

         -          Результаты совместной деятельности;

         -          Эмоционально-энергетические затраты деятельностью;

         -          Удовлетворенность участников этой деятельностью.

   Эксперименты, проводимые с целью изучения психологической  совместимости, свидетельствует о необходимости выделения четырех типов коммуникативного поведения людей в группах, решающих совместные задачи:

         -          Индивид, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

         -          Индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

         -          Коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

     Такие типы коммуникативного поведения зависят не только от привычек и способности людей, но также от характера решаемых задач. В экспериментах с операторами, перерабатывающими визуальную информацию и принимающими совместные решения, оптимальными оказались те группы, члены которых были достаточно активными и обменивались информацией, и задача может решаться за счет интеллектуальных усилий одного участника – лидера при подчинении других.

     Понятие психологический климат рассматривается  обычно в связи с психологической  совместимостью. Высокий уровень совместимости является важнейшим фактором, оказывающим благоприятное влияние на социально - психологический климат коллектива.

     Психологический климат – это складывающаяся в  группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы.

     Значительную  роль играют возрастные и половые  различия. Особенности мужской и  женской психологии накладывают  свой отпечаток на характер внутригрупповых  взаимоотношений. Женские коллективы более динамичны и адаптивны  к изменяющимся внешним условиям. Они более эмоциональны, в них чаще возникает ролевые конфликты, соперничество. Мужские группы более жестки, рациональны, ригидны (инертны), имеют тенденцию к деловым конфликтам, конкуренции. Поэтому сочетание мужчин и женщин в коллективе часто являются благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

     Отношения в группах по мере их превращения  в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными, затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.

     Согласно  интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному  в зависимости от складывающихся обстоятельств. 
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

     В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

         1. Фаза становления  личности. Предполагает активное  усвоение действующих в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

         2. Порождается обостряющимися  противоречиями между достигнутым  результатом адаптации - тем, что  субъект стал таким, "как все"  в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

         3. Детерминируется  противоречиями, между сложившимися  на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других, своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной работе я исследовала характер личности и влияние его свойств  на отношения с окружающими. В  заключение работы можно сделать следующие выводы.

Информация о работе Управление личностью