Управление личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение индивидуальных свойств личности, в частности её характера, и влияние их на достижение желаемой цели.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить индивидуальные свойства личности, их виды, особенности. Провести анализ каждого из свойств личности; дать определение основным понятиям.
2. Рассмотреть основные черты характера индивида, дать их характеристики, провести их анализ. Выявить наиболее распространенные в обществе типы характеров.

Содержание

Введение
1 Индивидуальные свойства личности
2 Черты характера
3 Влияние характера индивида на отношения в коллективе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Индивидуальные  свойства личности

2 Черты  характера 

3 Влияние  характера индивида на отношения в коллективе

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Характер  человека имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность. Рабочее место характеризуется повышенными требованиями и разнообразными конфликтными ситуациями, здесь слишком часты затруднительные положения, в которые люди попадают из-за отрицательных черт характера шефа или подчиненного. Поэтому важно знать разнообразные недостатки, которые могут доставить неприятности представителям разных типов характера. Кто хочет достигнуть успеха в работе, тому необходимо знать все сильные и слабые стороны разных типов характера и наилучшим образом приспособиться к требованиям своей работы и коллективу.

     Целью курсовой работы является изучение индивидуальных свойств личности, в частности её характера, и влияние их на достижение желаемой цели.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Изучить индивидуальные свойства личности, их виды, особенности. Провести анализ каждого из свойств личности; дать определение основным понятиям.
  2. Рассмотреть основные черты характера индивида, дать их характеристики, провести их анализ. Выявить наиболее распространенные в обществе типы характеров.
  3. Провести сопоставительный анализ взаимодействия нескольких основных типов характеров на примере коллектива людей.
 
 
 

     1 Индивидуальные свойства личности 

     В социологии и психологии управления личность – это каждый человек  во всем разнообразии свойств, присущих ему, отличающих его от одних людей  и объединяющих с другими. Следовательно, для социологии и психологии управления свойственно понимание каждого человека как личности. Человек делает личностью сам факт его рождения в человеческом обществе, дающий ему возможность проявлять себя, предъявлять требования к миру, своим существованием влиять на течение событий.

     Личность  представляет собой, прежде всего физическое тело, вернее, организм, и как организм обладает органическими свойствами. Так же личность является носителем  психических свойств, позволяющих  человеку ориентироваться и действовать в окружающем мире и в себе самом.

     Но  личность является и социальным существом, продуктом общественных отношений. В этом качестве она выступает  носителем социальных свойств, определяемых местом и ролью, которую играет личность в системе общественных отношений. Социальные свойства личности являются ее существенными свойствами. Поэтому социальные свойства личности образуют уровень собственно личности.

     Среди органических свойств, следует, сразу  же выделить внешние, физические свойства личности как организма и внутренние, физиологические ее свойства.

     Физические  свойства личности. Каждый человек обладает некоторыми физическими характеристиками, некоторыми признаками, которые, бросаются в глаза при знакомстве с ним: рост, вес, телосложение, манеры поведения, особенности походки, черты лица, особенности речи. Убеждение в том, что физические особенности существенным образом определяют личность, находит свое отражение в различного рода стереотипах восприятия. Людям низкого роста предписывается высокая социальная активность и стремление к власти, широкие плечи связываются с физической силой, тяжелый подбородок – с решительностью и волей, плотные губы – с чувственностью, высокий лоб – с высоким интеллектом. Известны попытки по строению черепа судить о способностях личности, а по рисунку складок на ладони судить не только о характере человека, но и о судьбе.

     Одна  и та же физическая особенность у  разных людей с разным психическим  складом, занимающих различное социальное положение, находит совершенно разное, подчас противоположное отражение в их поведении и самосознании.

     Физиологические свойства личности. Личность как организм представляет собой своего рода систему систем, то есть соединение системы пищеварения, кровообращения, дыхания, двигательной и гормональной систем и. Каждая из названных и неназванных систем решает определенную задачу по жизнеобеспечению организма, выполняет определенную функцию и потому называется функциональной.

     В исследовании свойств нервной системы  огромный вклад был внесен И.П. Павловым и его научной школой. Выявленные свойства нервной системы позволили Павлову по-новому объяснить понятие темперамента, известное со времен Гиппократа и развитое в работах Галена.

     Схема типов темперамента по И.П. Павлову  может быть представлена следующим образом. Все люди делятся на две группы по свойству силы нервной системы, далее группа сильных вновь делится на две группы по свойству уравновешенности, и, наконец, группа уравновешенных вновь делится по свойству подвижности, окончания этой схемы дихотомического деления образуют типы темперамента.

     Темперамент человека делится на 4 группы:

         - Меланхолик. Слабость нервных процессов меланхолика определяет его пониженную работоспособность, быструю утомляемость, и в связи с этим он избегает активной, разнообразной деятельности. Для него характерно стремление к привычной, однообразной деятельности в спокойной, знакомой обстановке. Это человек, живущий в собственном, внутреннем мире, отличном от того внешнего мира, в котором он находится реально. Это не означает, что меланхолик игнорирует реальную действительность, просто его внутренний мир для него дороже внешнего: его подлинная жизнь протекает в мире внутреннем. В общении с другими людьми высокая чувствительность меланхолика оказывает ему часто плохую службу. Он отмечает и делает предметом размышлений такие нюансы общения, которые другими людьми не замечаются, и в результате подчас делает из мухи слона, приписывая людям намерения, о которых они и не подозревают. Особое мучение для меланхолика представляет общение с незнакомыми людьми, незнакомый человек является для него сильнейшим раздражителем. Поэтому, стремясь избегать сильных переживаний, меланхолик сторонится новых знакомств и общения с новыми людьми. Отсутствие навыков общения, трудности общения могут прикрываться замкнутостью, гордостью и даже грубостью и агрессивностью, то есть демонстрацией желания не вступать в общение. В результате довольно часто возникает изоляция меланхолика от других членов коллектива. Вместе с тем в кругу близких знакомых, в дружеской атмосфере, в хорошем коллективе меланхолик обнаруживает богатый душевный мир, проницательность суждений, тонкость замечаний, мягкость, деликатность, чуткость и отзывчивость, столь ему свойственные.

     При всех недостатках, присущих меланхолику, о которых писалось выше, он обладает одним бесспорным достоинством в глазах любого руководителя - способность выполнять однообразную, скучную работу, от которой бегут прочие сотрудники. Отсутствие у меланхолика, как правило должной инициативности и уверенности в своих силах требует от преподавателя, давшего ему задание, проведения постоянного контроля и оказания поддержки и помощи. Следует избегать одной распространенной ошибки – нагружать меланхолика, пользуясь его безотказностью. Действительно, обостренное чувство ответственности приводит к тому, что меланхолик принимает на себя задание, которое ему не по силам, и силится выполнить его любой ценой, не жалея ни времени, ни здоровья. В результате задание, которое могло быть выполнено другим человеком легко, меланхолика способно привести к нервному срыву. Вина в этом случае лежит на руководителе.

         - Холерик. Высокой работоспособностью, активностью и выносливостью характеризуется холерик. Общение с другими людьми составляет жизненную потребность холерика. Для него характерна чрезвычайная легкость в установлении контактов и непосредственность общения. Вместе с тем обширность знакомств сопровождается поверхностью и неустойчивостью связей. Будучи рабом настроения, легко поддаваясь новым впечатлениям, холерик сегодня заключает своего знакомого в объятия, а завтра, услышав о нем какую-то сплетню, перестает его замечать или говорит ему гадости. И хотя еще через день он вновь вернется к своему первоначальному мнению, тем не менее, такие перепады в отношениях не способствуют стремлению людей устанавливать с холериком прочные, глубокие связи. Возбудимость и несдержанность, вспыльчивость и раздражительность холерика могут служить причиной конфликтов в его отношениях с другими людьми. Таким образом, холерику свойственны неустойчивость и неадекватность оценки своих возможностей, неумение выбрать дело по плечу.

         -  Флегматик. Флегматика отличают сила и уравновешенность нервных процессов, которые обеспечивают ему высокую работоспособность, целенаправленность, упорство, определенная инертность нервных процессов. В поведении это проявляется в трудности переключаемости с одной деятельности на другую. И.П. Павлов говорил, что флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Флегматику свойственная устойчивость интересов и намерений. Трудности в работе, в достижении цели не останавливают его, а напротив, пробуждают в нем еще большую активность. Упорство в преодолении неудач может доходить до фанатизма. В отличие от меланхолика и холерика, флегматик способен и предпочитает выполнять работы, требующие длительного напряженного внимания, точной координации движений, четкого соблюдения порядка. Для флегматика характерная высокая ответственность за порученное дело, за взятые обязательства. Флегматик – человек долга, данное кому-либо слово или обязательство он стремится выполнить, во что бы то ни стало.

         -  Сангвиник. Сангвиник обладает всем набором положительных свойств нервной системы: сила определяет его способность к длительным и интенсивным занятиям, требующим нервного напряжения; уравновешенность определяет его целенаправленность и помехоустойчивость; подвижность определяет способность легко входить в работу и легко переключаться с одного занятия на другое. Характерными особенностями сангвиника в его отношениях с другими людьми являются общительность, открытость, в основе которых лежит потребность в новых впечатлениях. В то же время сангвиник привлекает к себе людей своей отзывчивостью, жизнерадостностью, предприимчивостью, становится, часто помимо своей воли, центром внимания. Опыт общения дает ему умение привлекать людей и влиять на их поведение в тех случаях, когда это оказывается ему необходимым. Поэтому сангвиник нередко проявляет стремление к лидерству, причем, став лидером, приобретает значительный авторитет. Как правило, сангвиник, обладает хорошими организаторскими способностями.

     Самооценку  сангвиника можно определить вкратце  как устойчивую, слегка завышенную. Устойчивость самооценки определяется его непоколебимой уверенностью в себе, в своих силах, в своих способностях найти выход из любого положения. Сангвиник порой ставит перед собой цели, которые он вряд ли может достичь своими силами, но помощь других людей, их расположение к нему, их участие в его судьбе позволяют ему достичь намеченного. Поэтому даже в решении задач, превосходящих его возможности, сангвиник способен добиваться успеха.

     2 Черты характера 

     Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

     Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действия с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения. 
Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

     По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика.

     Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Информация о работе Управление личностью