Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:21, контрольная работа
Управленческое общение — это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач.
Введение 2 стр.
Основное содержание:
- общение как социальный феномен 3 стр.
- разновидности общения 4 стр.
- особенности управленческого общения 5 стр.
- барьеры в общении 6 стр.
- условия эффективного общения в управленческом общении,
позиции в общении 8 стр.
- проблема уверенности в процессе управленческого общения, пути формирования уверенности в себе 10 стр.
Заключение 14 стр.
Список используемой литературы 15 стр.
- перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);
- коммуникативную (то есть взаимообмен информацией);
-
интерактивную (то есть взаимодействие
партнеров по общению).
Барьеры в общении
В
деловом общении между
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать? [1; стр. 76]
По мнению Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова (1998), в процессе делового общения возможно возникновение по крайней мере трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: барьеры «авторитет», «избегание» и «непонимание».
Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от:
- социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;
- доброжелательного отношения к адресату воздействия;
- компетентности;
- искренности.
Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
- привлечь внимание,
- удержать внимание.
Привлечь внимание позволяют сделать три основных приема:
- прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато имеющая смысл, значение, ценность для;
- прием «завлечения». Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания.
- прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, фиксирует взглядом несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
Поддержание внимания решается рядом приемов:
- прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий);
- прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, то есть говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
- прием «акцентировки» (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что...», «Необходимо подчеркнуть, что...» и др.).
Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Фонетический барьер непонимания возникает, когда:
- говорят на иностранном языке;
- используют много иностранных слов или специальную терминологию;
- говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер возможно при:
- внятной, разборчивой и достаточно громкой речи, без скороговорки;
- учете аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять; люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее, маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
- наличии обратной связи с собеседником, с аудиторией.
Стилистический барьер – происходит, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, т.е. стиль изложения неуместный. [3; стр. 49]
Для преодоления этого барьера необходимо:
- говорить максимально просто;
- заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий и др., если надо разъяснить их в начале разговора.
Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки. Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Рамку в общении создает начало и конец разговора.
Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь.
Варианты перечисления:
- простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих...»;
- ранжирование информации — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...»;
- логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Логический барьер непонимания. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно.
Преодоление логического барьера возможно при:
- учете логики и жизненной позиции собеседника;
- правильной аргументации.
Таким
образом, барьеры в общении не
являются результатом сознательной,
произвольной и направленной защиты
от воздействия информации. Их действие
противоречиво. Система барьеров есть
своего рода автоматизированная охрана
— при своеобразном срабатывании охранной
сигнализации автоматически перекрываются
подступы к человеку.
Условия эффективного воздействия в управленческом общении. Позиции в общении
Психологическая сущность взаимодействия. В ходе общения его участники не только воспринимают и понимают друг друга, не только обмениваются информацией, но и осуществляют взаимодействие, то есть планируют общую деятельность, обмениваются действиями, вырабатывают формы и нормы совместных действий. Таким образом, действие — главное содержание интерактивной стороны общения. [1; стр. 79]
Взаимодействие в общении — это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.
В процессе взаимодействия каждый стремится ориентироваться на свои цели и цели партнера. В зависимости от степени учета во взаимодействии этих целей различают следующие стратегии поведения:
1) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;
2) противодействие, предполагающее ориентацию лишь на свои цели без учета целей партнера;
3) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую, временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;
4) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;
5) избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.
Дистанция в общении.
Личное пространство человека имеет ряд зон, в которых и осуществляется общение в зависимости от характера данного акта общения:
а) интимная зона (от 15 до 45 см от тела человека). Из всех зон эта самая главная. Разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте;
б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;
в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ролью, когда в общении желают подчеркнуть социальный статус общающихся;
г) публичная зона (более 360 см). Как правило, в этой зоне ведется общение с большой группой людей, когда мы хотим к ней обратиться.
Сделаем ряд практических выводов для ситуаций управленческого общения:
- во-первых, если вы хотите, чтобы подчиненные чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию;
- во-вторых, при выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.
Позиция в общении. Эффективность взаимодействия в процессе управленческого общения связана с теми позициями, которые занимают общающиеся. Удачной попыткой оказания помощи в выборе рациональных позиций в общении является теория трансактного анализа, предложенного американским психиатром Э. Берном (трансакция — это единица общения, это действие (акция), направленное на другого человека).[3; стр. 51]
Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка
Родитель | Взрослый | Ребенок | |
Характерные слова и выражения | Вес
знают, что..
Ты не должен никогда...; Ты всегда должен... Я не понимаю, как это допускают .. |
Как?
Что?
Когда? Где? Почему? Возможно Вероятно... |
Я
сержусь на тебя!
Вот здорово! Отлично!
Отвратительно! |
Интонации | Обвиняющие, Снисходительные критические, пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
Состояние | Надменное, очень правильное, сверхприличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
Выражение лица | Нахмуренное,
неудовлетворенное,
обеспокоенное |
Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
Позы | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу) |