Управленческое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Управленческое общение — это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач.

Содержание

Введение 2 стр.
Основное содержание:
- общение как социальный феномен 3 стр.
- разновидности общения 4 стр.
- особенности управленческого общения 5 стр.
- барьеры в общении 6 стр.
- условия эффективного общения в управленческом общении,
позиции в общении 8 стр.
- проблема уверенности в процессе управленческого общения, пути формирования уверенности в себе 10 стр.
Заключение 14 стр.
Список используемой литературы 15 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа новая 2003.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение          2 стр.

    Основное  содержание:

    - общение как социальный феномен      3 стр.

    - разновидности общения       4 стр.

    - особенности управленческого общения     5 стр.

    - барьеры в общении        6 стр.

    - условия эффективного общения в управленческом общении, 
позиции в общении          8 стр.

    - проблема уверенности в процессе управленческого общения, пути формирования уверенности в себе       10 стр.

    Заключение          14 стр.

    Список  используемой литературы      15 стр. 

 

    

    Введение 

    Управленческое общение — это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач. [4; стр. 187]

    Управленческое  общение, как и любое другое, имеет  три стороны:

    1) коммуникативную (обмен информацией);

    2) перцептивную (восприятие друг друга  в процессе общения);

    3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).

    В реальном процессе общения все они  переплетены и взаимно обусловливают друг друга. «Управленческое общение имеет специфическую структуру и как бы вплетено в ткань любого управленческого действия: от 2/3 до 3/4 рабочего времени менеджер тратит на различные виды общения».

    Правильно организованное управленческое общение  является катализатором управленческой деятельности. Наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.

       Практически все проблемы управления так или  иначе связаны с общением. Что  же такое общение? Какова роль такого его вида, как управленческое общение? Об этом и пойдет речь в данной работе. 

 

    

    Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения

    Общение — основная форма человеческого  бытия. Отсутствие или недостаток общения  может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной целью установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

    Человеческое  общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В  процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и  вместе с этим переживаем собственные  состояния, возникающие в результате этого.

    Таким образом, общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

    - восприятие, познание и понимание  партнеров по общению (перцептивная  сторона общения);

    - обмен информацией (коммуникативная  сторона общения);

    - выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения). [1; стр. 61]

    В самом общем виде общение выступает  как форма жизнедеятельности, как  способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.

    Общаясь с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

    По  характеру связи общающихся общение делится на:

    - непосредственное, как контакт «с глазу на глаз»;

    - опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.

    По  количеству участвующих в общении людей различают:

    - межперсональное общение, то есть непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

    - массовое общение, то есть множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    По  включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:

    - межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);

    - ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.

    Однако  сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли. Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, а и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они носят по отношению к социальной роли подчиненный характер. 
 

    Разновидности общения.

    По  своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения. [1; стр. 63]

    По  используемым знаковым системам различают:

    - вербальное (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь;

    - невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80 % информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.

    Невербальные  средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные.

    Основные  визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях. К основным визуальным средствам общения относят:

    - движения мышц лица, обычно называемые мимикой;

    - движения рук, ног, то есть жесты;

    - движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;

    - пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;

    -  выражение лица, выражение глаз;

    -  позы, осанка, посадка головы;

    -  направление взгляда, визуальные контакты;

    -  реакции кожы — покраснение, бледность, потливость;

    -  подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

    -  средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.).

    Выделяют  две группы аудиальных средств общения:

    -  паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;

    -  экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).

    Тактильные  средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.).

    К ольфакторным средствам общения относят:

    -  приятные и неприятные запахи окружающей среды;

    - естественный и искусственный запахи человека.

    На  невербальные средства накладывает  сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбка, рукопожатие и др.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова. 
 

    Особенности управленческого  общения.

    Разновидностью  ролевого общения является управленческое общение, то есть общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации. [1; стр. 65]

    Основные  функции управленческого общения:

    - выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);

    - получение обратной (контрольной)  информации о ходе и итогах  реализации распорядительной информации;

    - выдача оценочной информации  об итогах реализации задания.

    Первая  функция в управленческом общении  присутствует всегда, она главная и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.

    Почему  первая функция главная? Потому что  от ее качества зависит качество исполнительной деятельности. Кроме того, первая функция  еще и наиболее сложная. На этой стадии чаще всего возникают проблемы и конфликты, так как руководитель изменяет взгляды, отношения, установки, вид деятельности, действия, поведение другого человека, других людей.

    Управленческое  общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.

    Изучение  общения показывает сложность этого социального феномена. Эта сложность требует выделения отдельных составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения как социального феномена. Одним из удачных является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Информация о работе Управленческое общение