Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.

Содержание

Введение.
1.Место психологии в процессе управления
1.1.Психология управления и ее предмет управления
1.2.Законы и принципы управленческой деятельности.
2.Организация деятельности работников ,с учетом свойств личности.
2.1 Когнитивная сфера личности
2.2.Индивидуально – типологические свойства личности.
3.Психологическая характеристика субъекта управления.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 310.50 Кб (Скачать)

2. Память - это система мнемических (греч. mneme - память) процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были восприняты и усвоены в прежнем опыте субъекта. Память - основа правосознания личности, так как в ней формируются и сохраняются эталоны социального поведения. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым осуществлять прогнозирование, предвидение событий.

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образующих единую систему переработки информации для эффективной организации учебной и всех видов профессиональной деятельности, в том числе деятельности профессиональных юристов. Так, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 объектов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы:

- смысловая  переработка запоминаемого материала;

- адекватная  мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний);

- систематизация  усвоенного материала.

Именно  в долговременной памяти субъекта сохраняются  усвоенные им представления о  моральных ценностях, о правовых нормах поведения и возможных  последствиях их нарушения.  
 
 
 
 

Индивидуально – типологические свойства личности. 

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру предстваленности общественных отношений  в индивиде.Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Природные органические стороны и черты  существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Характер  – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для  индивида способы поведения. 
 
 
 
 
 
 

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер  человека всегда многогранен. В нем  могут быть выделены черты или  стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов  и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Типы  темперамента:

-холерический, -меланхолический,- флегматический, -сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Способности – это такие психологические  особенности человека, от которых  зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. 
 
 
 
 
 

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН  способности человека выступают  как некоторая возможность. Подобно  тому, как брошенное в почву  зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий.

Способности представляет собой совокупность психических  качеств, имеющих сложную структуру.

Высшую  ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант  – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Рассмотрение  соотношения задатков и способностей, показывает, что хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории.  
 
 
 
 
 
 

Психологическая характеристика субъекта управления.

В целях  раскрытия особенностей структуры  личности руководителя (субъекта управления) обычно используют сложившиеся в общей психологии представления о трех главных компонентах психики - психических процессах, состояниях и свойствах.

Среди всех психических процессов наибольшее значение имеют познавательные (когнитивные) процессы и, в первую очередь, восприятие, память, мышление. Наиболее общей их особенностью в управленческой деятельности является то, что все они сохраняют свои основные закономерности, но приобретают и дополнительные специфические черты, обусловленные своеобразием данной деятельности. В частности, процесс восприятия представлен в основном в виде "социальной перцепции": стимулы - "материал" восприятия руководителя - предельно специфичны. Ими являются не столько предметы (объекты внешнего мира), сколько субъекты (личности во всем многообразии и противоречивости их качеств, признаков, свойств, намерений). Поэтому социальная перцепция неотделима от других, более сложных психических процессов, вплетена в общий ход межличностного взаимодействия. Термин "социальная перцепция" был предложен для обозначения восприятия "социальных объектов", под которыми подразумеваются "другие люди", социальные группы и даже "большие социальные общности". Частным, но важным именно для управленческой деятельности является феномен "технократического восприятия" подчиненных. Руководитель "моделирует" подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности . 
 
 
 
 

Интеллектуальные  качества руководителя в сочетании  с его личным профессиональным опытом обусловливают формирование индивидуальной управленческой концепции (ИУК) как наиболее обобщенного регулятора его деятельности. Индивидуальная управленческая концепция - это складывающаяся под воздействием деятельности и носящая индивидуализированный характер система устойчивых взглядов относительно путей, приемов, методов, форм и способов управления, его целей и задач, стиля и условий, требований к подчиненным и отношений с ними. Значимую роль в организации управленческой деятельности играет такое интеллектуальное свойство, как метакогнитивная осведомленность. Оно состоит в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также в учете его слабых сторон и умении их "прятать". Умение использовать наиболее развитые личностные и познавательные качества, избегая при этом способов интеллектуальной деятельности, которые требуют "подключения" недостаточно развитых качеств, - один из главных механизмов высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. По отношению к деятельности руководителя он, однако, специфичен. В последнее время все большее внимание в психологии управления уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю руководства. Это стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации. 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В данной курсовой работе я раскрыла понятие  управленческой психологии, ее предмет управления. Рассмотрела следующие вопросы: Организация деятельности работников, когнитивная сфера личности, индивидуально – типологические свойства личности, психологическая характеристика управления. Основной целью данной работы было рассмотрение законов и принципов управленческой деятельности и выявление места психологии в управленческом процессе, Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.

Обладая психологической подготовкой, талантливый  менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия.

Обладая психологической подготовкой, талантливый  менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет  менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.

Итак, проанализировав  выше изложенный материал, я могу сделать  вывод о том, что психологическая  подготовка имеет особое место в  управленческой деятельности.  
 
 

                                Список литературы.

  1. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. «Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии». 2000 г.
  2. Кишкель Е. Н. «Управленческая психология» 2002 г.
  3. Психология личности. (Учебное пособие) Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. 2007,
  4. Психология управления. (Учебное пособие) Урбанович А.А. 2003,
  5. Психология управления. (Учебное пособие) Кабаченко Т.С. 2005,
 

Информация о работе Управленческая психология