Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.
Введение.
1.Место психологии в процессе управления
1.1.Психология управления и ее предмет управления
1.2.Законы и принципы управленческой деятельности.
2.Организация деятельности работников ,с учетом свойств личности.
2.1 Когнитивная сфера личности
2.2.Индивидуально – типологические свойства личности.
3.Психологическая характеристика субъекта управления.
4.Заключение.
Содержание.
Введение.
1.Место
психологии в процессе
1.1.Психология
управления и ее предмет
1.2.Законы
и принципы управленческой
2.Организация деятельности работников ,с учетом свойств личности.
2.1 Когнитивная сфера личности
2.2.Индивидуально
– типологические свойства
3.Психологическая
характеристика субъекта
4.Заключение.
5. Список
литературы.
Введение.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет - психология управления.
Для всякой науки важно точное определение ее предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология», «управление.
Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее - объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение - построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа.
Управление
- это совокупность системы скоординированных
мероприятий, направленных на достижение
значимых целей организации.
Место психологии в процессе управления.
Современный
мир, постоянно и быстро
Практика
показывает, что область межличностных
отношений всегда остаётся для руководителя
постоянной сферой неопределённости в
силу своего субъективизма, поэтому
руководитель чувствует себя в ней
очень неуверенно.
Психология управления и ее предмет управления.
Управление
насквозь пронизано психологическим
содержанием, т.к. главным действующим
лицом его является человек со
своими способностями, интеллектом, мотивацией,
личностными и другими
2. Эффективность деятельности человека обуславливается не только степенью его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в котором находится человек в данный момент. Поэтому изучение различных факторов, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на психическое состояние человека, имеет большое значение для повышения эффективности его работы.
3. Психология управления изучает особенности информации, существующей между руководителями и исполнителями, раскрывает психологические особенности этой информации.
4. Психология управления изучает взаимоотношения между руководителем и исполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.
Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.
Развитие управленческих кадров, способных эффективно осуществлять деятельность в условиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой для современной России, невозможно без активизации научных исследований в области психологии управления.
Законы и принципы управленческой деятельности.
Психология
управления как отрасль практической
психологии изучает, в том числе и управленческой
деятельности. Психологические законы
управления проявляются во взаимодействии
в межличностных отношениях и в групповом
общении, и действуют, как и любой закон,
в зависимости от того, знаем мы их или
не знаем, или нет. Основными законами
психологии управления и управленческой
деятельности в целом являются:
1. Закон
неопределенности отклика.
2. Закон
неадекватности взаимного
3. Закон
неадекватности самооценки.
4. Закон
искажения информации.
5. Закон
самосохранения.
6. Закон компенсации.
Закон
неопределенности отклика называют
законом зависимости внешних
воздействий ранних психологических
условий. Он основывается на двух психологических
явлениях — апперент и наличии стереотипов
сознания. Апперент – зависимость восприятия
от прошлого опыта. Стереотипы сознания
— устойчивые мнения, оценки, суждения,
которые неточно и неполно отражают окружающую
действительность и влияют на поведение,
создавая явные или скрытые коммуникационные
барьеры.
Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть в полной мере. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.
В данной
ситуации у обоих под влиянием
апперцепции и стереотипов
И начальник,
и подчиненный совершают
Закон
неадекватности взаимного восприятия
состоит в том, что человек
никогда не может постичь другого
человека с той полнотой, которая
была бы достаточной для принятия
серьезных решений относительно
этого человека. Наше восприятие «устроено»
таким образом, что практически никогда
не бывает полностью адекватным, точным
и полным. Даже самый обыкновенный предмет,
находящийся у нас перед глазами, мы никогда
не воспринимаем целиком и полностью,
а всегда видим в определенном ракурсе,
то есть только ту его часть, которая попадает
в поле зрения и непосредственно воздействует
на наши рецепторы. Такое искажение вызывается
многими причинами, основными из которых
психологи считают следующие:
2) Человек
всегда осознанно или неосознанно защищается
от попыток раскрыть его особенности и
«слабые места», чтобы не стать жертвой
чьих-либо манипуляций.
3) Часто
человек не может дать
В осуществлении
управленческой деятельности с учетом
закона неадекватности восприятия руководители
должны использовать следующие принципы
подхода к людям:
а) принцип
универсальной талантливости, который
с управленческой точки зрения принимает
форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных.
Есть люди, занятые не своим делом»;
б) принцип
развития заключается в том, что
способности (как общие, так и
специальные) могут развиваться;