Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.
Введение.
1.Место психологии в процессе управления
1.1.Психология управления и ее предмет управления
1.2.Законы и принципы управленческой деятельности.
2.Организация деятельности работников ,с учетом свойств личности.
2.1 Когнитивная сфера личности
2.2.Индивидуально – типологические свойства личности.
3.Психологическая характеристика субъекта управления.
4.Заключение.
Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной — она либо завышена, либо занижена.
Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек — это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.
Закон
искажения информации. Иногда его
называют законом потери смысла управленческой
информации, или законом расщепления смысла
управленческой информации. Суть этого
закона заключается в том, что управленческая
информация (директивы, приказы, распоряжения
и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла
в процессе движения «сверху вниз». В основе
потери смысла информации лежит язык,
на котором передается управленческая
информация. Какими бы строгими или точными
не были используемые в языке понятия,
всегда имеется возможность разного толкования
одного и того же сообщения. Установлено,
что устная информация воспринимается
с точностью до 50 %. Если информация неполная,
если доступ к ней ограничен, и потребность
подчиненных в получении оперативных
сведений удовлетворяется не полностью,
то люди неизбежно начинают домысливать,
додумывать, дополнять то, что знают, опираясь
на непроверенные факты и собственные
догадки.
И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:
1) Уменьшить,
насколько это возможно, количество
передаточных звеньев,
2) Своевременно
снабжать сотрудников всей
3) Поддерживать
обратную связь с подчиненными
с целью контроля за
Закон
самосохранения состоит в том, что
одним из ведущих мотивов, определяющих
поведение людей, является сохранение
личного статуса, состоятельности, собственного
достоинства. Прямое или косвенное ущемление
достоинства вызывает отрицательную реакцию.
Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.
Таким
образом, на результат деятельности руководителя
оказывает определяющее влияние его умение
строить процесс управления с учетом законов
и закономерностей психического и социального
развития трудового коллектива, индивидуальный
подход к людям, который основывается
на достижениях современной психологии
управления.
В менеджменте под принципами понимают следование основным исходным положениям теории управления, внутренние убеждения менеджеров, определяющие их отношение к своему делу и нормам поведения в коллективе. В своей работе менеджер руководствуется не только принципами, но еще и конкретными способами достижения поставленных целей и решения конкретных задач. Эти способы или приемы в управленческой деятельности называют методами менеджмента.
Существует много конкретных методов управленческой работы, но основные из них два:
1.основанный на внеэкономическом принуждении работников к труду -- административный метод;
2. основанный на экономическом принуждении к труду, при помощи которого работником движет экономический интерес.
Руководствуясь
принципом человеческих отношений
и рационализма, американские менеджеры
добились резкого повышения
В нашей стране, где господствовала общественная собственность на средства производства, главным определяющим принципом управления стал принцип планомерности. Директивное планирование сдерживало возможности использовать достижения НТР в производстве, а командно-административная система управления оказалась недостаточно гибкой, во многом бюрократической для решения возникших задач.
Тем не
менее, целый ряд отраслей промышленности,
и в особенности
Таким
образом, принцип планомерности
лежит в основе первой функции
менеджмента -- планирования. Он успешно
использовался в самых разных
условиях в нашей стране, а сегодня
широко применяется всеми менеджерами
мира.
Организация
деятельности работников
с учетом свойств
личности.
Любая организация функционирует и существует только потому, что в ней есть люди. Именно работники создают и формируют её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. На сегодняшний день человек стал самым важным ресурсом организации. Поэтому особенно внимательно нужно изучать теории поведения личности в организации.
Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества. Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе в организации (и формальной, и неформальной) необходимо для обоснования специфических методов воздействия на нее.
Так, коллектив,
образовавшийся давно, имеющий длительную
историю становления и
При этом необходимо выяснить, в какой период функционирования коллектива они сформировались: в том случае, если они установились в исторический период, неблагоприятный для коллектива, они могут быть более стойкими, чем традиции, установившиеся в иной по характеру исторический период.
Коллектив с коротким историческим путем (недавно созданный как новое организационное звено в структуре, объединенный с другим коллективом - полностью или частично переформированный и т.п.) обычно представляет собой довольно сложную и пеструю картину, поскольку работники, пришедшие из других коллективов, являются носителями их традиций, устоев, поведенческих норм и стандартов. В данном случае следует познакомиться со всеми внесенными в новый коллектив традициями, привычками: одни следует поддержать и развивать, другие — предать забвению и, возможно, заняться созданием новых, объединяющих коллектив.
Взаимоотношения
внутри коллектива и коллектива с
руководителем могут быть по-разному
эмоционально окрашены в зависимости
от указанного признака. Общеизвестен
тот факт, что женщины более
эмоциональны, чем мужчины, поэтому
общение с женским коллективом (полностью
или в основном) или отдельной его представительницей
требует от руководителя большей эмоциональной
окрашенности его публичных выступлений
(совещания, собрания и т.п.), а также личной
беседы. Однако можно извлечь
и положительные моменты из пресловутой
эмоциональности женщин: в силу именно
этого качества женщины быстрее своих
коллег другого пола отзовутся на достаточно
эмоционально высказанную, доверительную
просьбу руководителя выполнить дополнительную
работу, помочь кому-либо.
Коллективы, смешанные по полу, как правило, более продуктивны, менее конфликтны: причина этого - желание представителей обоих полов выглядеть в глазах другого пола более выгодным образом.
Возрастная характеристика коллектива также влияет на эффективность действий, предпринимаемых руководителем, его отношения с подчиненными. Каждая возрастная группа, входящая в состав коллектива, имеет определенные отличия (так, с возрастом изменяется мотивационная сфера человека, накапливается опыт, формируются навыки и умения, и в то же время - стереотипы, которые снижают скорость овладения новыми знаниями и навыками, определяют негативное отношение к нововведениям и т.п.).
При этом
необходимо иметь в виду, что правилами
возрастной психологии следует пользоваться
осторожно: тот или иной конкретный человек
может быть абсолютно не подвластен возрастным
психологическим особенностям, сохраняя
остроту восприятия в немолодом возрасте,
или, наоборот, молодому человеку могут
быть присущи характерные черты зрелой
обдуманной оценки, анализа отношения
к работе, свойственные человеку во второй
половине жизни.
Когнитивная сфера личности.
При взаимодействии в условиях правоохранительной деятельности люди оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных (когнитивных) процессов.
Познавательные процессы - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. В эту систему включаются следующие процессы.
1. Сенсорные
процессы (ощущение, восприятие), которые
служат для отражения объектов
в форме конкретных
В
ощущении отражаются отдельные
качества предметов: цвет, запах,
звук, температура, болевые