Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:11, реферат

Описание работы

Менеджмент создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько и стилей и типов управления. Русский стиль управления сильно отличается от американского и ещё больше от японского. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием. Чем прочнее менеджмент связан с традициями и обычаями своего народа, тем он экономически эффективен. Этот вывод подтверждают США и Япония.

Содержание

Введение 3
Понятие управленческого общения 4
Компоненты управленческого общения 5
Функции управленческого общения 8
Неречевые средства управленческого общения 10
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Управленческая психология.docx

— 33.90 Кб (Скачать)
n="justify">       В отдельных видах управленческого  общения лицевая экспрессия имеет  особое значение. Например, беседа предполагает особую пространственную организацию, позволяющую собеседникам подмечать  даже незначительные движения лицевых  мышц. В управленческой беседе лицо руководителя является своеобразной «визитной  карточкой». Доброжелательное выражение  лица способствует установлению доверительной  рабочей атмосферы. Улыбка является незаменимым средством установления контакта между собеседниками. Вместе с тем, ошибочным будет стремление улыбаться постоянно или как  можно больше.

       Могут быть случаи, когда улыбка окажется неуместной. Нужно контролировать выражение  лица, чтобы оно соответствовало  смысловой стороне излагаемой или  воспринимаемой информации, в которой происходит беседа.

       Для оценки атмосферы делового общения важно учитывать и частоту обмена взглядами, длительность задержки взгляда на партнёре, то есть динамические характеристики взгляда или «контакта глаз». Движение глаз, направленность взгляда связываются многими людьми с нравственно-этическими характеристиками человека. Запрет и разрешение на «контакт глаз» являются своеобразными механизмами регуляции отношений между людьми. Обычно сообщение важной информации коммуникатором, а также желание одного из партнёров получить дополнительную информацию сопровождается активным зрительным восприятием. Стремление избежать «контакта глаз» или отведение взгляда от собеседника свидетельствуют о возникновении коммуникативных барьеров. Пристальный неподвижный взгляд говорит о нарушении обратной связи. Несоответствие между характеристиками взгляда и других коммуникативных средств (например, сочетание недоброжелательного взгляда с речевым высказыванием о радости общения с партнёром) показывает неискренность собеседника.

       Также не менее важны жесты: одни помогают говорящему полнее отобразить объект беседы, другие показывают собеседникам о настроении друг друга, внутренних колебаниях, в следующую группу входят рукопожатия, похлопывания, поглаживания, прикосновения к одежде и другие жесты, включающие физический контакт собеседников. Они широко распространены в неделовом, интимном общении, где менее выражено статусно-ролевое положение партнёров, и свидетельствуют о близости общающихся. Для управленческого общения жесты- прикосновения менее характерны. Здесь на их выбор большое влияние оказывает должностное положение, авторитет, возраст, пол общающихся. Например, В. А. Лабунская подчёркивает, что жест «похлопывание по плечу» возможен только при социальном равенстве партнёров. Неуместное применение этого и других жестов – прикосновений в управленческом общении может вызвать отрицательную реакцию собеседника.

       Поза  - как один из важных неречевых средств общения наиболее подвержена регулированию, так как есть определённые каноны в деловом общении. Когда человек (руководитель) выступает перед большим количеством народа (подчинённых), то несомненно его охватывает своего рода смущение. На начальном этапе его движения неестественны и он сам знает и чувствует это, ещё более начиная смущаться. В данном случае весьма полезны будут тренировки перед зеркалом для отработки универсальных поз. 
Сидеть в присутствии собеседника, развалившись на стуле и положив ноги на стол, может быть допустимо в обществе близких друзей во время отдыха. Но такая же поза в деловом общении у нас будет расценена как проявление крайней вульгарности.

       В управленческом общении, в частности  в беседе, важное практическое значение имеет оценка открытости позы партнёра, потому что эта характеристика в  большей степени, чем слова собеседника  свидетельствуют о восприятии информации, согласии или несогласии с сообщением, доброжелательном или, наоборот, враждебном отношении. На основе этого признака различают открытые позы и закрытые (позы защиты). Об открытости позы, как  правило, свидетельствуют раскрытые  руки, наклонённый в сторону партнёра корпус тела, перемещение на край стула  ближе к партнёру, расстёгнутый пиджак. Опыт показывает, что соглашения между  людьми в расстёгнутых пиджаках достигаются  чаще, чем между теми, кто остаётся застёгнутым. Тот, кто менял своё решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстёгивал  пиджак. Удержите его в этом положении  - и вам, скорее всего легче будет достичь цели. Элементы открытости в позе партнёра по общению говорят о наличии атмосферы доверия, которая является основным принципом управленческой беседы. 
Скрещенные на груди руки, сжатие кисти рук, слегка поднятая вверх голова говорят о закрытости позы. К этой же группе можно отнести и поворот головы от собеседника, отведение взгляда в сторону. Обычно они говорят о сомнении, несогласии, о том, что партнёру не нравится ход беседы. Поза, предполагающая отсутствие визуального контакта, как правило, свидетельствует о формальности общения. Поворот корпуса и ноги, обращённые к выходу (если собеседники стоят) показывает, что партнёр уже мысленно закончил беседу и ждёт удобного предлога уйти. Очевидно, что многое из сказанного ему при этом, не будет воспринято, поэтому продолжение беседы в такой ситуации нужно дополнительно мотивировать. Сигналом о желании продолжить разговор будет изменение позы. 
К невербальным средствам общения обычно относят и пространственную организацию коммуникации, важным компонентом которой является расстояние между собеседниками. Многие, вероятно, могут вспомнить чувство дискомфорта, когда партнёр по общению, образно говоря, «давит» или «нависает» над вами, сокращая оптимальную дистанцию. С другой стороны, трудно представить себе интимную беседу, участники которой удалены на расстояние более четырёх метров. Здесь также есть определённые закономерности. Люди, находящиеся в очень близких отношениях, обычно общаются на расстоянии до 50 см,(«интимная дистанция общения»). С коллегами по работе, знакомыми, не очень близкими друзьями общаются на расстоянии от 0,5 до 1,5 м, («личностная дистанция»). В общении типа «начальник-подчинённый» участники обычно удалены друг от друга на 1,5-4 метра, («официальная дистанция»). Публичное общение с аудиторией или большой группой людей осуществляется на расстоянии более 4 метров, («открытая дистанция»). Такое выделение разновидностей дистанций условно, поскольку дистанция может значительно изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей собеседников и социально- культурной среды.

       Чтобы добиться гармоничности в использовании  экспрессивных средств общения, нужно учитывать, что они проявляются и воспринимаются комплексно.

       Все без исключения средства важны в  ходе беседы, поэтому нельзя упускать из виду хотя бы один вид средств. Противоречия в использовании различных средств  в общении приводит к дезорганизации внимания собеседника, и впоследствии возникает недоверие к руководителю и к тому, что он говорит.

       Таким образом, можно составить своеобразный экспрессивный портрет участников управленческой беседы (прежде всего  руководителя), включающий предпочтительные выразительные средства:

  • доброжелательное, внимательное выражение лица;
  • периодический и как можно более продолжительный контакт глаз;
  • сдержанные неинтенсивные жесты;
  • открытая поза, корпус наклонён к собеседнику;
  • спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов, этапов беседы.

Заключение

 

       Исследования  показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно  может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное  деловое общение.

       Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.

       Главным условием эффективности делового общения  является осознание руководителем  того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно  организовать общение, добиться при  этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических  знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

       На  протяжении всей жизни человек интуитивно осваивает нормы и правила  общения. Но для руководителя этого  явно недостаточно. Поэтому необходимо систематическое обучение руководителей  тем аспектам делового общения, которые  имеют более или менее надёжную научную базу. Актуальной задачей  является научная разработка тех  вопросов общения, которые обусловлены  спецификой управленческой деятельности.

       С другой стороны, подчинённые также  играют большую роль в межличностном  общении. Они помогают руководителю выбрать правильную тактику общения  и корректируют недоработки начальника.

       Таким образом, Общение объекта и субъекта управление представляет собой неразрывную  взаимосвязь и рассматривать её надо целиком, в непосредственной близости. 
 

Список  литературы

  1. А. Л. Потеряхин, «Психология управления», Киев, 1999 г., 383 стр.;
  2. Ю. Д. Красовский, «Организационное поведение», Москва, изд. «Юнити», 1999, 471 стр.;
  3. Прокофьева, «Менеджмент»,
  4. В. П. Сабат, «Бизнес-этикет»,
  5. Морозов, «Деловая психология»,

Информация о работе Управленческая психология