Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:11, реферат

Описание работы

Менеджмент создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько и стилей и типов управления. Русский стиль управления сильно отличается от американского и ещё больше от японского. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием. Чем прочнее менеджмент связан с традициями и обычаями своего народа, тем он экономически эффективен. Этот вывод подтверждают США и Япония.

Содержание

Введение 3
Понятие управленческого общения 4
Компоненты управленческого общения 5
Функции управленческого общения 8
Неречевые средства управленческого общения 10
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Управленческая психология.docx

— 33.90 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение 3

Понятие управленческого общения 4

Компоненты управленческого общения 5

Функции управленческого общения 8

Неречевые средства управленческого общения 10

Заключение 15

Список литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Каждый  человек, закончив учебное заведение и начиная свою профессиональную деятельность будет сталкиваться в некоторой степени с системой межличностных отношений между руководителем и подчинённым.

       Постараемся выделить специфику взаимоотношений  управляющего и управляемого, понять, как необходимо правильно обращаться со своим начальником, а возможно, ещё и с подчинёнными, как изучить своего руководителя, понять, что это за человек и какие требования он выдвигает к подчинённым.

       Менеджмент  создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько и стилей и типов управления. Русский стиль управления сильно отличается от американского и ещё больше от японского. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием. Чем прочнее менеджмент связан с традициями и обычаями своего народа, тем он экономически эффективен. Этот вывод подтверждают США и Япония.

       В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят  задачи повышения эффективности  своей деятельности. Успешное их решение  во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с  этим назрела необходимость совершенствования  управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

       Руководитель  должен понимать, что чем лучше  у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений  между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей. 

Понятие управленческого общения

 

       Прежде  чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого. 
Таким образом, управленческое общение - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

       Проанализируем  межличностное общение, то есть общение начальника и подчинённого.

       Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников. 
 
 
 

Компоненты  управленческого общения

 

       Управленческое общение состоит из нескольких компонентов. Как правило, в общении выделяют три момента: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания. 

       Коммуникативная компонента

       В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения. 
Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих особенностях:

  • В характере процесса обратной связи;
  • Наличии коммуникативных барьеров;
  • Наличии феномена коммуникативного влияния;

       Существование различных уровней передачи информации. 
С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

  • Вербальные средства коммуникации - речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь - паузы и так далее);
  • Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации - оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства ивремени коммуникации, система «контакта глазами».

       Каждая  в отдельности знаковая система  являет собой некий рычаг в  установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с  подчинёнными, умение влиять на его  психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной атмосферы в беседе, если один из её участников своим внешним видом постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы - создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован. 

       Интерактивная компонента

       В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

       1. «либерал» (максимальное внимание  к людям, минимальное внимание к работе);

       2. «организатор» (высокая ориентация  на эффективную работу в сочетании  с доверием и уважением к людям);

       3. «манипулятор» (умеренное внимание  к работе, незначительное внимание к людям);

       4. «пессимист» (незначительное внимание  к производству и к людям);

       5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям). 

       Персептивная  компонента

       С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

       Межличностная перцепция - процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общениявключает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции управленческого общения

 

       Предмет изучения общения руководителя с подчиненным является многосторонними неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

       Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:

       1. Функция социализации. Включаясь  в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но иучатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения ивзаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственнойпрофессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.

       2. Контактная функция. Цель этой  функции - установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.

       3. Координационная функция, цель  которой - взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.

       4. Функция понимания, эго есть  не только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения,  но и понимание партнёрами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и так далее).

       5. Мотивная функция, цель которой  - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их помощью собственных переживаний и состояний.

       Ориентация  в этих функциях и умелое пользование  ими помогает выявить причины  возникающих трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения. Разработка теоретических основ управленческого общения имеет своей целью повышение его эффективности. Поэтому не праздным является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным. Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более партнеров, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может ставить своей целью убедить подчинённого в необходимости выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может стремиться отказаться от этого поручения. Цели противоположны и, при отсутствии компромиссного решения, решение для одного из участников будет «неэффективным». 
Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.
 
 
 
 
 

Неречевые средства управленческого  общения

 

       Основную  роль в «экспрессивном репертуаре»  играет выражение лица. За счёт высокой  социальной значимости экспрессии лица, выполняющей функцию установления контакта между людьми, лицо постоянно  находится в поле зрения партнёра.

Информация о работе Управленческая психология