Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:38, реферат
Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых "рассуждающих тестов" К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. Возможность прямого исследования проблем логики соответствовала первым философским интересам Пиаже.
Фактор равновесия не действует изолированно, он неразрывно связан с другими факторами развития, такими, как созревание, физический и социальный опыт. Но среди этих факторов равновесие играет доминирующую роль. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление
структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.
Стадии - это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем, на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий. Уже в ранних работах развитии интеллекта рассматривалось им как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации. В более поздних работах речь уже шла о четырех, иногда шести стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор своего учения, картин развития приобрела более определенные и устойчивые черты.
Процесс
развития интеллекта, согласно Пиаже,
состоит из трех больших периодов,
в течение которых происходит
зарождение становление трех основных
структур. Сначала формируются
операций.
Это период становления формальной
логики, гипотетикодедуктивного рассуждения.
Заключение
Такова гипотеза о развитии интеллекта, которую Пиаже наметил в своих ранних работах. Но она представляет собой всего лишь один аспект в развитии интеллекта. Здесь изучается, когда и при каких условиях ребенок начинает осознавать свою собственную субъективность, отделять субъект от объекта, находить место собственной точки зрения в системе возможных других, понимать реципрокность и относительность этих точек зрения. Это эволюция интеллекта в аспекте сознания.
В этой гипотезе наибольший интерес представляет первый в истории детской психологии экспериментальный анализ интеллектуальной позиции ребенка - его эгоцентрической умственной позиции. Открытие эгоцентризма - первое крупное достижение Пиаже в области детской психологии. Оно принесло ему как ученому всемирное признание.
В
автобиографии Пиаже писал, что,
опубликовав свои первые работы, он
не принял достаточных предосторожностей,
касающихся формы представления своих
заключений, полагая, что они мало будут
читаться и послужат, главным образом,
в качестве документации для позднейшего
синтеза, который будет адресован более
широкой аудитории. Однако, вопреки его
ожиданиям, эти работы читались и обсуждались
так, как если бы были последним словом
по этому вопросу. "Этот неожиданный
шумный прием заставил меня почувствовать
некоторую неловкость, поскольку я вполне
отдавал себе отчет, что все еще не организовал
свои идеи и едва лишь приступил к их предварительному
изложению... В молодости не подозреваешь,
что в течение долгого времени о тебе будут
судить по первым работам и что только
очень добросовестные люди будут читать
последующие", -писал Пиаже впоследствии.
Список
литературы:
Содержание
Информация о работе Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка