Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:38, реферат
Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых "рассуждающих тестов" К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. Возможность прямого исследования проблем логики соответствовала первым философским интересам Пиаже.
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.
Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм - это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.
Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это непростой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.
По
мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие
внешних обстоятельств жизни
субъекта. Однако, отсутствие знаний -
это лишь второстепенный фактор в
образовании детского эгоцентризма.
Главное - это спонтанная позиция
субъекта, в соответствии с которой
он относится к объекту
Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий - значит в этом отношении децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений.
Существование
эгоцентрической позиции в
Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего "Я". Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе -координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.
Отношения
принуждения навязывают ребенку
систему правил обязательного характера.
Этот тип отношений характеризует,
по Пиаже, общество, особенно в сфере
отношений ребенка и окружающих
его взрослых. Отношения принуждения
не способствуют смене умственной позиции.
Напротив, вследствие принуждения возникает
"реализм" моральный и интеллектуальный,
чисто внешние представления
о правилах. Когда законы навязываются
ребенку взрослым, неизбежны суждения
по внешнему впечатлению. Реальное столкновение
между мышлением ребенка и
окружающими его взрослыми
Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять "развивающий" взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.
При
кооперировании возникает потребность
приспособиться к другому лицу. Столкновение
своей мысли с чужой вызывает
сомнение и необходимость
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже -- понятие социализации. По его мнению, термин "социальный" имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка - источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина - ребенок социален с самого начала.
Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое "Я", не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы.
В
психологии известно другое понимание
социализации, введенное в науку
французской социологической
По Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -переход от эгоцентрической позиции - к объективной.
Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 7-8 лет.
До
этого периода взаимодействие субъекта
с миром вещей и людей
Каждое
внешнее влияние предполагает со
стороны субъекта два дополняющих
друг друга процесса: ассимиляцию
и аккомодацию. Ассимиляция и
аккомодация - корни двух антагонистических
тенденций, которые проявляются, когда
организм встречается с чем-то новым.
Ассимиляция состоит в
На
протяжении ранних стадий развития любая
умственная операция будет представлять
собой компромисс между двумя
тенденциями - ассимиляцией и аккомодацией.
Первичную ассимиляцию Пиаже
называет "деформирующей", потому
что при слиянии нового предмета
со старой схемой его черты искажаются,
а схема благодаря аккомодации
изменяется. Антагонизм ассимиляции
и аккомодации порождает
Когда
ассимиляция и аккомодация
Благодаря
чему же между ассимиляцией и аккомодацией
устанавливается гармонический
синтез? Они спонтанно связаны
друг с другом с самого начала своего
функционирования. И если в течение
долгого времени остаются антагонистами,
то это происходит только под давлением
внешней действительности и тех образов
(слишком новых и слишком меняющихся),
которые она беспрестанно поставляет
мысли. По мере освоения действительности
ассимиляция и аккомодация становятся
все более координированными. Сначала
согласованность этих двух процессов
устанавливается как "механическая",
которой еще предстоит превратиться в
логическую или моральную. Но для этого
субъекту необходимо руководствоваться
точными и сознательными суждениями об
оценке, о норме, которые проявляются в
условиях социализации мысли. Таким образом,
по Пиаже, к биологическим факторам на
определенном и довольно высоком уровне
развития присоединяются социальные (в
смысле "социализации") факторы, и
благодаря им у ребенка вырабатываются
логические нормы. После этого ребенок
становится "проницаемым для опыта",
то есть ассимиляция перестает быть "деформирующей",
эгоцентрической. С приобретением этой
способности взаимодействие логического
разума и самого опыта оказывается достаточным
для дальнейшего интеллектуального развития.
Фактор
равновесия - внутренний
регулятоp развития
интеллекта
Нервная система должна достичь определенного уровня функционирования, но наследственный фактор недостаточен, так как понятие сохранения не врожденно. Можно наблюдать его постепенное формирование под влиянием опыта.
Этот процесс нельзя объяснить только опытом взаимодействия с объектами. Пиаже в своих исследованиях никогда не наблюдал, чтобы ребенок сначала не верил в сохранение какого-то свойства, потом проводил эксперимент, а потом уже убеждался окончательно и навсегда в сохранении этого свойства. Сам ребенок не старается провести эксперимент для проверки. А попытка осуществить обучение пониманию этого принципа путем подкрепления, используя традиционные эмпирические методы обучения, вообще привела к полной неудаче. Значит, по мнению Пиаже, физический опыт, ориентирующий ребенка на результаты его действий, не играет существенной роли в формировании этого понятия.
Социальный
фактор также недостаточен для появления
понятия сохранения. Элементарная форма
сохранения объекта на сенсомоторном
уровне появляется до овладения речью,
фактически до социализации (по Пиаже).
Понятие сохранения появляется, как
только ребенок начинает понимать необходимость
логической последовательности операций.
Чувство необходимости не возникает
из непосредственного опыта
Для объяснения того, как ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций, нужно обратиться к фактору равновесия. Поясняя это, Пиаже использовал следующий пример. Если превращать шарик из пластилина или глины в сосиску, он становится длиннее и в то же время тоньше. Происходит одновременно два изменения, взаимно компенсирующие друг друга. Ребенок на протяжении дошкольного возраста ведет себя по отношению к этим двум изменениям по-разному. Сначала он учитывает только одно из двух изменений, затем внезапно открывает другой параметр, но тут же забывает первый. Позже он колеблется, переходя от одного изменения к другому, и, наконец, начинает связывать их. Ребенок понимает, что оба параметра связаны обратными отношениями и что они уравновешивают друг друга.
С момента, как ребенок открывает компенсацию отношений, появляется понятие сохранения.
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятоpa развития интеллекта.
Информация о работе Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка