Трудовые конфликты и споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

В жизни неоднократно гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Возникает вопрос: «Как защитить себя от ситуации и отстоять свои права?» Немногие люди знают свои права и умеют их отстаивать, как, правило, все надеяться на юристов, но по-моему мнению в обществе, где есть свои законы, которые мы сами создаём, чтобы жить с пользой, незнание этих законов может привести к серьёзным проблемам.

Содержание

Введение
1.Понятие, виды и причины трудовых споров и конфликтов
2. Способы управления конфликтными ситуациями
3. Причины и обстоятельства трудовых споров
4. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок разрешения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по конфликтологии.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

    Условиями трудовых споров правового характера  является совокупность недостатков в нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения. К ним относятся:

    -законодательно  не отрегулированные отношения  между работником и нанимателем  в конкретной области трудовых  отношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны; 

    -неконкретность  формулировок в нормативно-правовом  акте, что позволяет двояко толковать  то или иное отношение, приводящее  к нарушению прав; 

    -«моральное»  старение той или иной нормы  права, возникающее по причинам динамики хозяйственного процесса, вызывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не урегулированные правом.

    Трудовые  конфликты носят объективный  характер и являются важным элементом в трудовом процессе. От того, какой микроклимат у них существует, во многом зависит количество возникающих трудовых споров и успешность их разрешения.

    Примером  возникновения обстоятельств трудовых споров являются:

    -плохо  организованный производственный  процесс;

    -неэффективная  система оплаты труда, скатывающаяся  порой до обычной уравниловки;

    -несоответствующая  стандартам и техническим условиям технология выполнения работ и оказания услуг, некачественное оборудование и материалы, плохие инструменты и т.д.

    Все это в совокупности может создавать  разного рода недовольства у работников, и в итоге может сложиться  негативная морально-психологическая обстановка в коллективе, обостряющая возникновение трудовых споров.

    Новыми  обстоятельствами возникновения трудовых споров, ранее не существовавшими, является обстановка в целом в государстве. Высокий уровень инфляции, зарегламентированность экономических отношений в противовес законам хозяйствования в условиях рынка ведет к постоянному обеднению работников, снижению их жизненного уровня, что в свою очередь вызывает потребность в повышении заработной платы, чего часто наниматель не в состоянии осуществить.

    На  сегодня, можно с полной уверенностью сказать, что это - одна из основных причин возникновения трудовых споров между работниками и нанимателем. В условиях растущей безработицы многие люди готовы терпеть разного рода неудобства, была бы нормальной и стабильной заработная плата, позволяющая хотя бы как-то выжить в условиях постоянно растущих цен на товары и услуги.

    4. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок разрешения

    Согласно  ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор - это "неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях". 
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: 

    -рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительнойкомиссией; 
-рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; 
-рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. 

    Эти стадии называются примирительными  процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба - система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров. 
Первый этап, т.е. рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. КоАП РФ в ст. 5.32 установил административную ответственность для представителей работодателя за уклонение от участия в примирительных процедурах. 
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. 
Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом. 
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. 
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. 
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве не предусмотрено обязательности этого этапа, да и решения посредника не имеют обязательной силы, в литературе высказаны мнения, что следует исключить посредничество как один из этапов примирительной процедуры 
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок. 
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. 
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. В связи с тем что рекомендации приобретают для сторон обязательную силу лишь в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении, можно отметить, что рекомендательный характер решений снижает эффективность деятельности трудового арбитража, т.к. необязательность рекомендаций зачастую приводит к их игнорированию. В юридической литературе высказываются мнения относительно необходимости установления обязательности решений трудового арбитража хотя бы в тех организациях, где запрещено проведение забастовок. 
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении), работники могут приступить к проведению забастовки.

    Заключение

    В настоящей работе мной были рассмотрены  проблемы конфликтов, даны их классификации, компоненты и основы, освещены вопросы  управления конфликтной  ситуацией, а также способы такого управления.

    Необходимо  отметить, что возникновение трудовых споров, как коллективных так и индивидуальных, связано не только с проблемами производственного, управленческого и социально-экономического характера, но и правового, среди которых можно назвать законодательно не отрегулированные отношения между работником и нанимателем в конкретной области трудовых отношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны, неконкретность формулировок в нормативно-правовом акте, что позволяет двояко толковать, то или иное отношение, приводящее к нарушению прав, «моральное» старение той или иной нормы права, возникающее по причинам динамики хозяйственного процесс, вызывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не урегулированные правом.

    В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование  трудового законодательства вообще и законодательства о коллективных трудовых спорах в частности, а также  принятие мер социально-экономического характера, связанных с совершенствованием существующей системы оплаты труда, поскольку в настоящее время  большинство коллективных трудовых споров связано с проблемами такого рода.

    Важным  также является ликвидация правовой неграмотности, а также плохого  знания трудового законодательства как работниками так и представителями нанимателя.

Список  литературы

1.ТК  РФ(по состоянию на 20 апреля 2008 года)

2. КоАП РФ

3.«Трудовое право»: Учебник, Семенков В.И., Артемова В.Н., Василевич Г.А.       и др.; Под общ.ред. Семенкова В.И., М.; ООО «Амалфея», 1997.

4.М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. «Основы менеджмента», М.: Дело, 1992

5. Грейсон Дж. К.  Мл., О'Делл К.  «Американский менеджмент на пороге ХХI   века». М.: Экономика, 1991.

Информация о работе Трудовые конфликты и споры