Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:47, реферат
Несмотря на множественность научных подходов в определении конфликта, выделяются две основные тенденции. Первая. Дается широкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий. Вторая. Дается узкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как конфликтное действие и поведение сторон; столкновение взаимодействия, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов.
Введение -------------------------------------------------------------------------------- -3-
1. Объективные составляющие конфликта--------------------------------------------- -4-
2.Социально-психологические составляющие конфликта-------------------------- -5-
3. Функции трудовых конфликтов------------------------------------------------------- -6-
4.Виды трудовых конфликтов------------------------------------------------------------- -7-
5.Причины трудовых конфликтов-------------------------------------------------------- -8-
6.Формы разрешения трудового конфликта-------------------------------------------- -10-
7.Организационные институты разрешения трудовых конфликтов---------------- -12-
8.Способы управления конфликтами----------------------------------------------------- -14-
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ -15-
Список литературы -------------------------------------------------------------------------- -16-
Кыргызско-Российская Академия Образования
Реферат
Тема: Трудовые конфликты и методы их разрешения.
Содержание:
Введение ------------------------------
1. Объективные составляющие конфликта---------------------
2.Социально-психологические
составляющие конфликта---------------------
3. Функции трудовых конфликтов--------------------
4.Виды трудовых конфликтов--------------------
5.Причины трудовых конфликтов--------------------
6.Формы разрешения трудового
конфликта---------------------
7.Организационные институты разрешения трудовых конфликтов---------------- -12-
8.Способы управления конфликтами-------------------
Заключение ------------------------------
Список литературы ------------------------------
Несмотря на множественность научных подходов в определении конфликта, выделяются две основные тенденции. Первая. Дается широкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий. Вторая. Дается узкое определение конфликта. Конфликт рассматривается как конфликтное действие и поведение сторон; столкновение взаимодействия, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов.
Итак, конфликт вообще - это
столкновение взаимодействия, вызванное
противоположной
Трудовой конфликт - разновидность социального конфликта. Трудовой конфликт представляет собой особый вид общения, в основе которого лежат противоречия в системе социально-трудовых отношений. Трудовой конфликт это столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения. Он выражается во взаимном противодействии членов коллектива, которому сопутствует состояние напряженности во взаимоотношениях. Трудовой конфликт в зависимости от стадии развития может иметь различные формы - признаки проявления: молчаливое недовольство, бойкот, открытое недовольство, ссора, забастовка, трудовой спор, массовые увольнения и т.д.
1.Объективные составляющие конфликта.
1.Основные участники конфликта. Их обычно называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. Участниками трудового конфликта могут быть самые различные в зависимости от уровня структурной организации субъекты социально-трудовых отношений. Это: индивидуум - работник, работодатель (предприниматель), государство;…
Достаточно распространенным является тот факт, когда в конфликте пытаются выделить стороны, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не означает, что она не права.
Группы поддержки. Сложность конфликта как социального явления состоит в том, что помимо основных участников конфликта могут быть силы (отдельные индивиды, группы), которые разделяют позиции противоборствующих сторон. Эти силы либо непосредственно, активно своими действиями поддерживают основных участников, либо своим присутствием и молчаливым согласием могут воздействовать на развитие конфликта. Несмотря на то, что отдельные инциденты происходят без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием групп поддержки.
Другие участники. Данную группу составляют те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. В литературе распространенным становится использование терминов - подстрекатели и организаторы конфликта. Подстрекатель - это субъект (лицо, организация и пр.) который подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - субъект, планирующий конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и пр. В производственной организации это может быть формальный или неформальный лидер, профсоюз и т.д.
2. Предмет конфликта, <конфликтная ситуация>.
Поэтому, предмет конфликта - это объективно существующее или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Следует отметить, что поскольку воображаемая проблема воспринимается как объективная реальность, то при разрешении трудового конфликта с ней и следует считаться как с реальностью и заниматься ее устранением.
3. Объект конфликта. Атрибутом любого конфликта является объект - элемент материальной или духовной сферы, который находится на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, норма, принцип), к обладанию или пользованию которой стремятся оппоненты.
Конструктивное разрешение конфликта предполагает либо объективного изменения состояния самого объекта, доступности к нему, либо субъективного восприятия самой проблемы. Например, может быть изменена система оплаты труда с учетом требований работников; либо работники изменили свое отношение к объекту конфликта - согласились с действующей системой оплаты труда и сняли свои требования об ее изменении.
4. Инцидент. Чтобы конфликт произошел, нужно накопление недовольство и действия со стороны участников, направленные на овладение объектом.
2.Социально-психологические составляющие конфликта.
Интересы оппонента представляют осознанные потребности, которые обеспечивают направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения. Следует подчеркнуть, что наряду с материальными интересами оппоненты в конфликте могут отстаивать и духовные ценности. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждений, справедливость решения), а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, честность, ответственность, самооценка и т.п.).
Мотивы в конфликте - это тот личностный смысл, который вкладывает субъект в свое конфликтное поведение. Именно мотив объясняет, какие интересы преследуют оппоненты в конфликте. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях.
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
3.Функции трудовых конфликтов.
1.Сигнальная. Возникновение трудового конфликта говорит о возникновении разногласий в системе социально-трудовых отношений, об обострении противоречий в жизни производственной организации и о том, что стороны вступили в деловые контакты, чтобы решить назревшие проблемы.
2. Интегративная (дезинтегративная). Трудовой конфликт приводит к тому, что единый до того коллектив разделяется на отдельные группы, члены, которых сплачиваются между собой; стороны приходят к выводу, что не целесообразнее добиваться успеха в одиночку и объединяют свои усилия для достижения поставленной цели. В результате происходит изменение баланса индивидуальных, групповых, коллективных интересов. Например. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает конфронтацию во взаимоотношениях администрации с работниками, а, с другой, повышает сплоченность рабочих.
3. Инновационная, социализирующая. В ходе трудового конфликта вырабатываются новые правила и нормы трудового взаимодействия, с помощью которых преодолеваются препятствия в системе социально-трудовых отношений, мешающие экономическому и социальному развитию коллектива. Вырабатываются новые нормы поведения, ценности и установки у субъектов конфликта.
4. Позитивная (негативная). Позитивная функция трудового конфликта как раз и состоит в совершенствовании системы социально-трудовых отношений. Если трудовой конфликт приводит к дезинтеграции производство и сопровождается ощутимыми потерями ресурсов (производственных, экономических, трудовых и пр.) то на лицо негативная функция конфликта.
5. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в изменении социально-психологического, эмоционального климата в производственной организации. Трудовой конфликт часто сопровождается эмоциональной напряженностью во взаимоотношениях субъектов конфликта, у отдельных работников и членов администрации появляется взаимная неприязнь, раздражительность, несдержанность в общении, что существенно затрудняет поиск взаимоприемлемого решения проблемы из-за возникающих стрессов у его участников, через конфронтацию частных и общественных интересов.
Регулирование трудовых конфликтов предполагает знание их видов и причин возникновения.
4. Виды трудовых конфликтов.
Конфликты в трудовых коллективах классифицируются по различным признакам:
- по природе возникновения - деловые и эмоциональные. Деловые конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т. д. Они неизбежны. Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;
- по направленности
- по влиянию на развитие трудового коллектива - деструктивные и конструктивные. Конструктивные полезны и находят выражение в спорах и дискуссиях, деструктивные тормозят развитие трудового коллектива;
- по количеству участников - внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между отдельными личностями и группой, межорганизационные. Это, соответственно, конфликты в интересах одной личности, конфликты между отдельными личностями, конфликты между различными производственными группами;
- по степени организационной оформленности - стихийные и институционализированные. Стихийные конфликты возникают сами по себе, без соответствующей подготовительной деятельности со стороны отдельных субъектов или групп субъектов; институционализированные конфликты тщательно и заблаговременно подготавливаются. Субъекты будущего конфликта разрабатывают стратегию действий, оценивают свои возможности достижения цели. Происходит формирование групп, сторонников.
Все конфликты без исключения
негативно влияют на нервно психологическое
состояние людей. Человек, переживающий
нервное напряжение постоянно находится
в напряжении. Его организм в это
время очень ослаблен, что может
привести к различным заболеваниям.
Это может быть как агрессивность,
характеризующая гневом, злобностью
и грубостью, так и депрессия,
при которой человек охвачен
чувством печали, бессилия, а иногда
и отчаяния. Депрессия характерна
для людей с ослабленной
5. Причины трудовых конфликтов.
Среди типичных причин трудовых конфликтов выделяются:
-
недостатки в работе
-
бюрократическое отношение
- бездействие администрации в улучшении условий труда;
-
незнание или игнорирование
- девальвация ценностей трудовой культуры;
-
снижение трудовых и
-
низкая заработная плата,
-
несвоевременная выплата
-
нецелевое расходование
-
нарушение договорных
- рост безработицы;
- обнищание населения, включая наемных работников.
Трудового конфликта как
социального явление
Трудовой конфликт как
социально-психологический
Среди форм (признаков) проявления недовольства и разрешения противоречий в системе социально-трудовых отношений выделяются:
1.Молчаливое недовольство,
бойкот. Довольно распространенная
форма проявления трудового
2. Открытое недовольство - устные или письменные заявления. Это может быть: выступления на собраниях работников, обращение к вышестоящему руководству, обращение в прессу на радио и телевидение, обращение за поддержкой к народным депутатам, партиям, предъявление требований непосредственно или через посредников (например, профсоюзы), обращение в комиссии по трудовым спорам.
Информация о работе Трудовые конфликты и методы их разрешения