Трудности в психодиагностики личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:53, доклад

Описание работы

Нужны не только универсальные «четырехполюсные» методики, но и локальные, ситуационные. Для отдельных ситуаций (поведение на уроке, распределение ролей в трудовом коллективе, дорожно-транспортные ситуации и т. п.) возникают самые разные, часто противоположные, сцепления конструктов с оценочным фактором. Дело усложняется тем, что такие сцепления могут по-разному отражаться в сознании различных испытуемых, а также в сознании психологов. Это обстоятельство требует применения в консультативной практике так называемых феноменологических методик: семантического дифференциала, контрольных списков, теста конструктов

Работа содержит 1 файл

psikhodiagnostika_seminar.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

 

 Обработка результатов 

 

При обработке результатов  тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике.

 

Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.

 

 Интерпретация результатов 

 

Интерпретация результатов  исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием  шкал CAT. В зависимости от целей  использования тест может быть интерпретирован  полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские  цели, например, выявление связи  степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.

 Базовые шкалы 

 

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие  прошлого или подготовку к будущей  “настоящей жизни”; во-вторых, ощущать  неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь  целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени  субъектом свидетельствует о  высоком уровне самоактуализации личности.

 

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее  или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое  основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах  Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

 

Шкала поддержки (I) – самая  большая шкала теста (91 пункт) –  измеряет степень независимости  ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (“внутренняя-внешняя поддержка”). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об “изнутри” и “извне” направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (“изнутри направляемая” личность).

 

Низкий балл свидетельствует  о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (“извне направляемая” личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

 Дополнительные шкалы 

 

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

 

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой  степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

 

2. Шкала Гибкости поведения  (Ех) (24 пункта) диагносцирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

 

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

 

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

 

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность  индивида спонтанно и непосредственно  выражать свои чувства. Высокий  балл по этой шкале не означает  отсутствия способности к продуманным,  целенаправленным действиям, он  лишь свидетельствует о возможности  и другого, не рассчитанного  заранее способа поведения, о  том, что субъект не боится  вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои  эмоции.

 

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек  осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

 

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагносцирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

 

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

 

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

 

7. Шкала Представлений  о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (“люди в массе своей скорее добры”) и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

 

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

 

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать  совместно. Они составляют блок концепции  человека.

 

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий  балл по шкале свидетельствует  о способности индивида принимать  свое раздражение, гнев и агрессивность  как естественное проявление  человеческой природы. Конечно  же, речь не идет об оправдании  своего антисоциального поведения. 

 

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность  человека к быстрому установлению  глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

 

Шкалы Принятия агрессии и  Контактности составляют блок межличностной  чувствительности.

 

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

 

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

 

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения  к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам  экспертного опроса при создании методики, а также в связи с  некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагносцирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

 

 

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Общая характеристика методики личностного дифференциала (ЛД).

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления  о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического  института им. В. М. Бехтерева. Целью  ее разработки являлось создание компактного  и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого  исходного набора отобраны черты, в  наибольшей степени характеризующие  полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1.      Оценки

2.      Силы

3.      Активности.

Случайным образом исходный набор  черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого  из этих списков.

1.      Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2.      Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3.      120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В  нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой  антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми  с инструкцией оценить самих  себя по отобранным чертам личности.

 

2. Характеристика и возможности методики диагностики межличностных отношений Т.Лири.

 

Методика создана  Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных  отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления  основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых  в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и  повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления  диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

 

3. Репертуарные личностные методики.

метод репертуарных решеток. Этот термин предложен автором метода и теории конструктов (являющейся теоретической  и методологической базой всего  направления) Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим  испытуемым, либо экспериментатором  в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует  определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета — все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты — биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе.

Информация о работе Трудности в психодиагностики личности