Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:53, доклад
Нужны не только универсальные «четырехполюсные» методики, но и локальные, ситуационные. Для отдельных ситуаций (поведение на уроке, распределение ролей в трудовом коллективе, дорожно-транспортные ситуации и т. п.) возникают самые разные, часто противоположные, сцепления конструктов с оценочным фактором. Дело усложняется тем, что такие сцепления могут по-разному отражаться в сознании различных испытуемых, а также в сознании психологов. Это обстоятельство требует применения в консультативной практике так называемых феноменологических методик: семантического дифференциала, контрольных списков, теста конструктов
В чем трудности психодиагностики личности?
Личностные черты
Достоинства |
Недостатки |
Простота применения |
Зависимость проявления черты от определенных условий |
Легкость обработки |
Изменчивость ответов при повторном тестировании |
Наглядность представления результатов |
Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов Влияние факторов, имеющих установочную природу Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми |
Нужны не только универсальные «
Существуют сложности с самим определением понятия «личность». Существует множество моделей личности, предложенных различными учеными. Среди них можно выделить следующие направления:
1. Психодинамическое, связанное с психоанализом З.Фрейда, который выделял три компонента личности: «суперэго», представляющее собой систему ценностей, норм и этики; «эго» — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений; «ид», представляющее собой инстинктивные врождённые побуждения. Человек выступает в качестве ведомого моральными установками и бессознательными инстинктами, борьба между которыми развивается на поле «эго».
2. Эго-психологическое, возникшее в результате пересмотра идей психодинамического направления. Акцент смещается в сторону «эго», которому на этот раз отдаётся ведущая роль в развитии и функционировании личности. Человек выступает в качестве самостоятельного существа, на которое влияние инстинктов и установок не абсолютно.
3. Научающе-бихевиоральное, рассматривающее человека как результат воздействия окружения. Личность представляет собой опыт, полученный в течении жизни, набор изученных моделей поведения, а также уникальные врождённые способности. Изучение личности включает в себя нахождение характера взаимоотношений между поведением организма и подкрепляющими его результатами.
4. Социально-когнитивное направление, появившееся в результате развития взглядов классических бихевиористов. Признаётся способность человека влиять на окружение, отмечается взаимный детерминизм между открытым поведением, влиянием окружения и личностными факторами, такими как ожидание, самовосприятие, вера.
5. Когнитивное направление, согласно которому люди стремятся осмыслить действительность и прогнозировать события посредством личностных конструктов — понятийных систем, создаваемых каждым человеком с этой целью. Каждый конструкт обладает собственной прогностической эффективностью, которая может меняться. Личность представляет собой совокупность этих конструктов.
6. Гуманистическое направление, ставящее акцент на личностный рост человека, раскрытие его творческого потенциала, созидательности.
7. Феноменологическое направление, занимающееся изучением психологической реальности. Считается, что человек представляет собой целостный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Однако в поле восприятия человека (феноменальном поле) выделяется «Я-концепция» — представления человека о том, что он собой представляет — состоящая из осознанного восприятия и ценностей.
8. Диспозициональное, где личность представляет собой постоянно изменяющуюся структуру, включающую в себя как психические, так и физиологические свойства, определяющую тенденции поведения при появлении соответствующих стимулов.
Личность делится на единицы анализа, именуемые чертами. Черта представляет собой предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Кроме того, черты обеспечивают не только схожесть ответов на различные стимулы, они также побуждают человека искать ситуации, способствующие проявлению его черт личности.
Личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга. Различные черты у каждого человека имеют разную степень выраженности, кроме того, индивидуум может обладать противоречивыми чертами; наконец, внешние условия могут быть гораздо более сильными движителями к определённому поведению. В результате поступки и привычки человека могут не соответствовать имеющимся у него чертам, противоречить им.
Попытки вывести
универсальный список личностных черт
так и не увенчались успехом. Однако
к ним можно уверенно отнести
такие параметры как
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Общая характеристика ММРI СМИЛ. Отличие базисных шкал СМИЛ от ММРI.
MMPI - методика многостороннего исследования личности. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с психиатром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагностических шкал и три возможных перечня по степени надежности измерения и длительности обследования.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory, ММРI), созданный психологом Старком Р. Хатауэем и психиатром Мак-Кинли (Starke Hathaway, J. С. McKinley, 1940,1943). Несмотря на то что первоначально MMPI был предназначен для содействия в дифференциации психиатрических диагно- зов, его шкалы, основанные на 550 утверждениях, также начинают использовать при диагностике непатологических личностей.
СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности Собчик). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI. но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».
2. Теоретическое основание
Описание методики
Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.
История создания
Основные тенденции развития
современной педагогики как в нашей
стране, так и за рубежом направлены на
гуманизацию сферы образования, всестороннее
развитие творческого потенциала обучающихся,
формирование равноправных, партнерских
отношений, духа сотрудничества между
педагогами и обучающимися. Данные тенденции
в той или иной степени характерны для
различных областей и уровней системы
образования (начальное, среднее, высшее).
Поэтому для описания эталонной модели
личности как педагога (учителя, преподавателя
высшего учебного заведения), так и обучающегося
(школьника, студента) педагогическая
психология все чаще обращается к теориям,
развивавшимся в русле экзистенциально-
Одной из наиболее широко известных
теорий в рамках данного подхода
является концепция
Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как “...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать” .
Изучение степени и характера самоактуализации требует разработки специальных психодиагностических средств, так как большая часть существующего методического инструментария для исследования личности была создана либо для измерения различных патохарактерологических проявлений, акцентуаций личности и форм психопатологии, либо для оценки параметров “обычной” усредненной психически здоровой личности, ее структуры (MMPI, тесты Ф. Айзенка, Г. Шмишека, Г. Роршаха, Р. Кеттелла, ТАТ и др.). Таким образом, задача создания методики, позволяющей регистрировать количественные и качественные параметры уровня самоактуализации у субъекта, являлась весьма актуальной.
Возможность одномерного описания феномена самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает у исследователей серьезные возражения, связанные прежде всего с многозначностью и противоречивостью этого конструкта. В связи с этим за рубежом получил широкую известность опросник личностных ориентации Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. POI был создан в 1963 году в Институте терапевтической/психологии (Санта-Анна, Калифорния). Его автор, американский психолог и психотерапевт Эверетт Шостром известен российскому читателю в первую очередь по книге “АнтиКарнеги или Человек-манипулятор” [9].
POI разрабатывался на основе
теории самоактуализации А. Маслоу,
концепций психологического восприятия
времени и временной ориентации субъекта
Ф. Перла и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других
теоретиков экзистенциально-
POI состоит из 150 пунктов,
построенных по принципу
Адаптации и модификации
Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской [б], однако широкого распространения эта методика не получила. В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название “Самоактуализационный тест” (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.
Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
Процедура проведения
Инструкция
«Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».