Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа
Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальней шего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов дос таточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно воз никновение страхов у детей. Поэтому,будучи ещё в детском саду,дети должны пройти все тесты тревож ности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы.
Анализ рисунков.
Рисунки на тему «В школе»
Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.
Таблица N1.
Исследование страхов с помощью рисунков.
В центре внимания- |
Мало друзей среди |
Нет друзей среди |
сам ученик |
сверстников |
сверстников |
20% |
45% |
35% |
В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает прблемы взаимопони – мания со сверстниками. То же самое относится к рисун кам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруд- нения в приобретении дружеских, устойчивых контак- тов и чрезмерную опёку в семье.
Рисунки на тему «Семья».
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
Таблица N2.
Исследование страхов с
Ребёнок между |
Ребёнок ближе к |
родителями |
маме или к папе |
35% |
65% |
В этих рисунках
имеет большое значение
Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится
цель отобразить наиболее
не объясняется, каж дый ребёнок должен выбрать его сам.
Исследование страхов с помощью рисунков.
Не нарисовали |
Нарисовали |
страх |
страх |
30% |
70% |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Дру- гие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ; остаётся меньше недоказанного, неяс ного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффек- тивно-травмирующее звучание страха и психике ребён ка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова – ние происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками,обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Исследование страхов с помощью рисунков.
Хорошие, радостные |
Неприятные |
эпизоды |
события |
80% |
20% |
Большинство детей предпочитают отображать в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.
Преобладание в рисунка серых тонов и доминирова ние чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнера –достности, пониженный тон настроения, большое коли чество страхов, с которымы не может справиться ребё- нок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб – ность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисо- вок, показывают уверенность и решительность. Повы- шенная возбудимость и особенно гиперактивность на- ходят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможен – ности и беспокойстве. Такие дети предпочитают дру – гие виды деятельности.
Следующий этап рисования-
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясня-ется боится ли ребёнок одиночества, нападения (банди тов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины,воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания,так как мысли о том, как изоб- разить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Таблица N4.
Страхи, которым подвержен ребёнок.
Ф.И |
Темнота |
Сказочные |
Кровь |
Стихии |
Врач |
транспорт |
Животные |
персонажи |
|||||||
Ваня С. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Таня М. |
+ |
+ |
|||||
Оля П. |
+ |
+ |
|||||
Катя И. |
+ | ||||||
Олег Р. |
+ |
+ |
|||||
Саша К. |
+ |
+ |
|||||
Рома Т. |
+ |
+ |
|||||
Инга М. |
+ |
+ |
+ |
||||
Руслан Г. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Илья П. |
+ |
+ |
|||||
Мирослав |
+ |
||||||
Витя Н. |
+ |
||||||
Саша Л. |
+ |
+ |
+ |
||||
Света М. |
+ |
+ |
+ | ||||
Олег Б. |
+ | ||||||
Юра Б. |
+ |
||||||
Таня Б. |
+ |
||||||
Люда К. |
+ |
||||||
Марина Т. |
+ |
||||||
Юля Ч. |
+ |
Исходя из данных таблицы составляется график
страхов детей.
Х |
|||||||||||
70% |
|||||||||||
65% |
|||||||||||
60% |
|||||||||||
55% |
|||||||||||
50% |
|||||||||||
45% |
|||||||||||
40% |
|||||||||||
35% |
|||||||||||
30% |
|||||||||||
25% |
|||||||||||
20% |
|||||||||||
15% |
|||||||||||
10% |
|||||||||||
5% |
|||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
У |
Условные обозначения :
Х- % количество детей, которые подвержены страхам.
У- страхи, которым подвержен ребёнок.
1- темнота
2- сказочные персонажи
3- кровь
4- стихии
5- врач
6- транспорт
7- животные
Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвер жены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
2.2. Методика выявления страхов удетей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Тестирование проводится после окончания 1 четвер ти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.
Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах : для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисун - ков изображено улыбающееся лицо ребёнка,на другом- печальное.
Рисунки показывают
детям в строго перечисленном
порядке один за другим. Предъявив
ребёнку рисунок, учитель даёт
инструкцию следующего
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка : весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать смладенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) одевается».
5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) играет со старшими детьми».
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) идёт спать».
7.Умывание. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) в ванной».
8.Выговор. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
9.Игнорирование. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
10.Агрессивное нападение. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
11.Собирание игрушек. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) убирает игрушки».
12.Изоляция. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
13.Ребёнок с родителями. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) со своими мамой и папой».
14.Еда в одиночестве. . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он(она) ест».
Выбор ребёнком