Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа
Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальней шего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов дос таточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно воз никновение страхов у детей. Поэтому,будучи ещё в детском саду,дети должны пройти все тесты тревож ности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
раз к неуверенности в себе.
Биологические предпосылки.
Способствуют возникновению
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психоло- гический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности , а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций.
Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.
Невротические страхи.
Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности ; избеганием объекта страха, а так же всего нового
и неизвестного ; относительной трудностью устранения страхов.
Невротические страхи
могут быть результатом
И, так, первый раз в 1 класс.
Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров… И вот, наконец, долгожданный день наступил – ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.
Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слиш- ком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных оши- бок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за бояз- ни критики или насмешек со стороны учителей, роди – телей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким обра - зом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.
Контрольная работа.
Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хоро- шие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контроль- ной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Конт-рольные – это типичный случай запугивания себя, ког- да в голове постоянно крутятся мысли типа : « Я недос таточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливает - ся, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запуги- вания, с трудом сосредотачиваясь на задании.
Упражнение.
Как избавиться от
страха перед контрольной
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе : «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3.Если ты чувствуешь, что волнуешься во время конт- рольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хоро шо вдохни и выдохни напряжение.
Учитель не может гарантировать, что ученик полу – чит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.
Дети, которые не приобрели до школы необходимо-го опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испыты- вают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это проис ходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка- не просто оцен- ка конкретного результата деятельности. Она субъекти вно воспринимается ребёнком как оценка всей его лич- ности.
«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой выз ван конфликтом со сверстниками, боязнью проявле - ний физической агрессии с их стороны. Чаще всего по- добные страхи с возрастом меняют свой характер, иног да исчезают совсем. Но, принимая длительный харак – тер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспо- собность справиться со своими чувствами, контролиро вать их.
Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности : «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить пло- хую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психоло- гического комфорта, радости учения, но и способст – вуют развитию детских неврозов.
1.4. Преодоление страха и тревожности у детей.
Психологи выделяют
два способа преодоления
1) Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2) Укрепление уверенности в себе, развитие самооцен-ки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащих- ся 1 класса, необходимо :
1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
2. Развить и обогатить оперативные навыки повед – ния, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся спосо- бов реализации мотива, чтобы дети могли свобод-но выбрать продуктивные формы.
3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.
Для снятия тревожности у младших школьников существыют целые комплексы приёмов, упражн-ний. Однако центральную роль играют 2 метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряют ся попытки юмористического, карикатурного изо- бражения ситуации.
Работая с тревожными детьми, используются специ- альные оценки : максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновремен но предельно сужается и конкретизируется сфера дейст вия оценочного суждения ( оценивается не вся деятель- ность сразу, а её отдельные элементы, особенно успеш- ные.) При этом большое внимание уделяется поддержа нию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимос ти от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результа ту, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребён ка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приё- ма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнят-ся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относи- тельность рамок «хорошо-плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начи нают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.
Важным направлением
этой работы является развитие
у детей мотива компетентности,
стремления быть не хуже
Для развития указанных мотивов следует использо вать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу- я могу- я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выпол – нить другого ребёнка, который знает меньше и не мо- жет справиться с заданием, и изобразить такого ребён- ка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произ носят «волшебное заклинание» : «Я не могу…»- и каж- дый по очереди говорит, чем ему трудно это задание ; «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать ; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не ком ментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.
Особо следует сказать
о приёмах, помогающих детям
снять повышенную
Работа учителя по
снятию школьной тревожности
и страхов может проводиться
непосредственно в ходе
Выявление страхов у детей.
2.1 Методика выявления страхов у детей с помо – щью рисования страхов.
Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увле- чения детей, особенности их темперамента, пережива ний и внутреннего мира ребёнка.
Детям предлагалось рисовать на темы : «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страш ное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».
Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисова нию дома, за месяц до этого, детей попросила принес – ти свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисо вали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.