Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:17, реферат
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах на почве расхождений интересов, принципов, идей, взглядов, желаний, стилей жизни, потребностей. Столкновения происходят между родителями и детьми, супругами, сотрудниками, соседями, деловыми партнерами, то есть на всех уровнях человеческий отношений.Любое столкновение – это нарушение личностного или межличностного спокойствия. Причем оно может быть открытым и закрытым.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1. Третья сторона – как способ разрешения конфликта……………..4
2. Цели сторон конфликта и функции третьей стороны…………...4
3. Вмешательство третьей стороны. Плюсы и минусы…................5
3.1. Плюсы…………………………………………………..............5
3.2. Минусы………………………………………………………….5
4. Арбитраж и посредничество………………………………………6
4.1. Арбитраж. Преимущества и недостатки……………………..6
4.1.1. Отрицательные следствия арбитража……………….........6
4.2. Посредничество…………………………………………...........7
4.2.1. Обязанности посредника…………………………………...7
5. Эффективность урегулирования конфликта. Результаты……….8
6. Консультирование…………………………………………………..9
6.1. Требования к консультанту………………………………......10
7. Доверие к третьей стороне………………………………..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………13
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Третья сторона – как способ разрешения конфликта……………..4
2. Цели сторон конфликта и функции третьей стороны…………...4
3. Вмешательство
третьей стороны. Плюсы и
3.1. Плюсы…………………………………………………......
3.2. Минусы………………………………………………………….5
4. Арбитраж
и посредничество……………………………………
4.1. Арбитраж. Преимущества и недостатки……………
4.1.1. Отрицательные следствия
4.2. Посредничество…………………………………………
4.2.1. Обязанности посредника……………………
5. Эффективность
урегулирования конфликта.
6. Консультирование……………………………………
6.1. Требования к консультанту……………
7. Доверие
к третьей стороне……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………13
ВВЕДЕНИЕ
Слово
«конфликт» в переводе с латинского
означает «столкновение». Возможность
возникновения конфликта
Любое столкновение – это нарушение личностного или межличностного спокойствия. Причем оно может быть открытым и закрытым.
Одним из инструментов разрешения конфликтов издавна было так называемое участие третьей стороны. Важно отметить, что роль третьей стороны могли играть не только реальные инстанции, люди, социальные институты, но и инстанции идеальные: Бог, боги, тени предков и т.д.
В настоящее
время участие третьей стороны
в разрешении конфликта приобрело
исключительно развитые и разнообразные
формы и вполне естественно, в
первую очередь в силу своего практического
значения, стало одним из важнейших
объектов современной конфликтологии.
1. Третья
сторона – как способ
Большинство исследований в области конфликтологии сконцентрировано в американской науке, так как стоимость судебных издержек в ходе весьма длительного порой судебного разбирательства в США настолько велика, что экономически гораздо выгоднее оказывается мировое соглашение, в достижении которого весьма необходимы посредники.
Другой
мощный импульс исследованиям
2. Цели сторон конфликта и функции третьей стороны.
Как это хорошо теперь известно, основу конфликта составляет противоречие между целями сторон, определяемыми, в свою очередь, соответствующими потребностями, интересами и ценностями.
Основной вывод, к которому приходят эксперты, состоит в том, что третья сторона имеет весьма ограниченные возможности для коренного решения конфликта, т. е. такого решения, которое исключило бы в будущем его возрождение [2]. Для этого надо было бы изменить в корне истоки конфликта: противоречия в интересах, ценностях и потребностях, обусловленных реальной социокультурной ситуацией. Именно это имеет в виду Дж. Бертон, когда вводит термин "prevention" – «провенция», означающий «упреждающее вмешательство». Однако такое вмешательство требует гораздо более масштабного вовлечения многих сил, в том числе и сил самих конфликтующих, и не только сил материальных, но и духовных.
Степень
влияния третьей стороны в
ситуации уже разворачивающегося конфликта
зависит от многих факторов, но главным
образом, – от ее значения для сторон
конфликта: материального (экономического,
военного и т. п.) или морально-психологического
(морального авторитета, влияния общественного
мнения, угрозы еще большей опасности).
3. Вмешательство
третьей стороны. Плюсы и
Следующим по важности фактором является готовность сторон согласиться на вмешательство, что неизбежно предполагает согласие на делегирование части их полномочий, а также готовность выполнять достигнутые соглашения хотя бы в течение определенного периода времени. Отсюда тезис экспертов о том, что, как правило, третья сторона может лишь временно разрешить конфликт, в смысле – ослабить его, приостановить, найти иные формы достижения компромисса.
3.1. Вмешательство третьей стороны позволяет:
· выкроить время, необходимое для того, чтобы стороны «остыли» от полемического накала страстей;
· восстановить или улучшить связи (коммуникации);
· еще раз вернуться к основным проблемам;
· вернуться
к вопросу о графике
· сохранить достигнутые результаты;
· укрепить веру сторон в возможность цивилизованного ведения переговоров и их хотя бы частичного успеха;
· сохранить канал для возможного продолжения переговоров в будущем.
3.2. Разумеется, каждое из этих достоинств может обернуться и своей противоположной стороной в случае неудачи. Ее причинами в большинстве случаев оказываются следующие факторы и обстоятельства:
· чрезмерная отрицательная эмоциональная насыщенность атмосферы переговоров;
· недостатки коммуникаций;
· наличие стереотипов, мешающих продуктивному обмену;
· враждебное поведение сторон (выражение злости, брань, взаимные обвинения), ведущее к блокированию переговоров;
· серьезные расхождения по вопросам значимости, сбора или оценки фактических данных;
· расхождения по поводу списка, порядка и пакетов вопросов, подлежащих обсуждению;
· действительная или воображаемая несовместимость интересов;
· ценностные противоречия, объективно несущественные, но субъективно воспринимаемые как существенные;
· отсутствие четкой, согласованной процедуры переговоров;
· трудности с началом переговоров или с «торгом» в тупиковых ситуациях.
Как уже
отмечалось выше, возможности вмешательства
третьей стороны ограничиваются
в каждом конкретном случае готовностью
сторон конфликта делегировать часть
своего влияния и полномочий третьей стороне.
Такое делегирование может совершаться
применительно к процессу переговоров
(относительно того, как их вести) или к
их исходу (относительно того, о чем их
вести).
4. Арбитраж и посредничество.
От того, какой из вариантов будет избран участниками конфликта, включая третью сторону, зависит эффективность вмешательства на том или ином этапе развития конфликта. Подавляющее большинство теоретических и прикладных работ посвящены арбитражу и посредничеству.
4.1. Арбитраж. Преимущества и недостатки.
К несомненным преимуществам арбитража относятся скорость и определенность решения. Обычно к этому варианту прибегают при разрешении деловых и трудовых споров.
Недостатки арбитража обусловлены самой природой ситуации, подталкивающей стороны к привлечению третьей стороны: осознание тупика, в который зашли переговоры, нежелание тратить более силы, энергию. Участники тем самым как бы препоручают свою судьбу третьей стороне.
4.1.1. Отрицательные следствия арбитража.
· завышение
сторонами конфликта своих
· утрата интереса к переговорам, пассивное ожидание чужого решения;
· опасность разочарования в решении и, соответственно, его возможная непрочность;
· постоянное подозрение в предвзятости арбитра, предубежденности в пользу другой стороны;
· отчужденное отношение к решению и, соответственно, менее обязывающий его характер.
4.2. Посредничество.
Принципиальное отличие посредничества от арбитража состоит, прежде всего, в том, что посредничество предполагает максимально активное участие сторон в разрешении конфликта, чем снимаются многие перечисленные выше отрицательные следствия арбитражного решения.
Важное отличие посредника от арбитра состоит в характере поведения. Если арбитр стремится в идеале к модели компьютера, то идеалом для посредника является хороший педагог. На начальной фазе своего участия он терпеливо выслушивает требования и претензии сторон, на последующих – подталкивает стороны к оптимальному для них решению.
4.2.1. Обязанности посредника.
· искусно их дозировать в зависимости от фазы конфликта;
· быть принятым и признанным в роли посредника;
· обладать для этого такими личностными качествами, как порядочность, компетентность и искренность.
Эффективность посредничества детерминирована, следовательно, внешними и внутренними факторами по отношению к посреднику. К внешним факторам относятся все те, которые уже сформировались до его включения в процесс, к внутренним – его личностные качества, восприятие и т. п. И те, и другие реализуются в избранной стратегии поведения. Ее эффективность в значительной степени зависит от того, насколько адекватна она будет конкретному сочетанию всех факторов и обстоятельств. О том, что это далеко не просто, свидетельствует тот факт, что лишь в 20 % случаев применения посредничества – наиболее часто применяемого вмешательства третьей стороны (80% от всех форм), оно оказывается успешным.
Большинство специалистов склоняются к выводу о том, что эффективность посредничества зависит в целом: во-первых, от степени остроты конфликта и, во-вторых, от степени совпадения позиций сторон по вопросам, затрагиваемым конфликтом. Оно совершенно бесперспективно в ситуациях, когда стороны сделали все возможное, чтобы «сжечь за собой все мосты».
Говоря еще более конкретно, посредничество имеет хорошие перспективы, если:
· стороны стремятся к урегулированию конфликта;
· они намерены выполнять принятые обязательства;
· в
основе конфликта не лежат проблемы
распределения ограничения
· обсуждаемые решения не требуют изменения каких-либо базовых, общих принципов и ценностей;
· силы сторон примерно равны;
· их не
устраивает перспектива более жесткого
вмешательства, лишающие их ряда полномочий
(например, принуждающее решение или
арбитраж)
5. Эффективность
урегулирования конфликта.
Дальнейшая оценка перспектив посредничества возможна с точки зрения того, насколько продуктивными оказываются действия посредника относительно процедур и выстраивания отношений со сторонами конфликта.
При работе с процедурой урегулирования эффективность определяется тем, насколько успешно удается:
· выявить основные проблемы;
· установить их связь с интересами сторон;
· составить порядок и перечень обсуждаемых вопросов (повестку дня);
· сформулировать предложения сторон;
· предложить возможные решения.
Уровень отношений со сторонами зависит от того, насколько посредник сумел помочь им:
· пойти на взаимные уступки «без потери лица»;
· преодолеть внутренние разногласия;
· урегулировать отношения с делегировавшими их сообществами, организациями и т. п.
· найти
способы поощрения сторон в случае
их согласия на сотрудничество, или
наказания за нежелание сотрудничать.
6. Консультирование.
Некоторые авторы выделяют консультирование в отдельную форму посредничества. Оно определяется как «совокупность действий консультанта, помогающих клиенту воспринять, понять события, происходящие в окружающей его среде, и воздействовать на них».