Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, практическая работа
Тренинг конструктивного общения направлен на создание условий для приобретения знаний, умений и навыков, коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Упражнение 8. «Ритуал прощания».
Ребята становятся в круг и берут за руки друг друга. Каждый говорит группе прощальные слова.
Занятие № 5.
Тема: «Сплочение группы. Расставание».
Задачи занятия. Сплочение группы, создание в ней теплых, дружеских отношений.
Упражнение 1. «Твое будущее» (разминочное упражнение).
Участникам предлагается, приветствуя друг друга, сделать партнеру небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, Федя. Я думаю, что через пять лет, ты будешь более добродушным и отзывчивым». Вам нужно подойти по очереди ко всем членам группы и, вспомнив все, что вы уже знаете о своем партнере, высказать предположение о его будущем.
Результат. Вовлечение группы в тренинговую работу.
Упражнение 2 «Карандаши».
Условия проведения упражнения -- большая свободная комната, четное количество участников. Необходимый инструментарий -- обычные карандаши или ручки. Если в группе нечетное число участников, то ведущий может встать в пару к тому, кто остался без партнера, хотя это нежелательно. Упражнение выполняется в парах, молча.
Ведущий просит участников группы выбрать партнеров.
После того как каждый выбрал себе пару и они встали вместе, ведущий произносит инструкцию.
Ведущий. Встаньте лицом друг к другу. Подушечками указательных пальцев каждый из вас должен зафиксировать карандаш таким образом, чтобы он находился между вами и партнером, соединяя вас. Каждый участник одновременно поддерживает два карандаша -- свой и партнера.
Ведущий, выбрав себе пару, может продемонстрировать, как надо встать.
Ведущий. Сейчас вам предстоит вступить в контакт с вашим партнером, пообщаться с ним необычным способом. Общение будет происходить молча, без слов. Оно будет заключаться во взаимодействии с партнером через карандаши. Вы можете делать любые движения руками (мелкие, большие, широкие), можете двигаться по комнате. При выполнении движений карандаши не должны падать. Желательно, чтобы вы смотрели не на руки партнера, а ему в глаза (так легче установить контакт). Во время упражнения обращайте внимание на чувства, ощущения, мысли, ассоциации, которые будут у вас возникать.
По команде ведущего участники начинают «общаться» в парах. Каждая выбирает свой индивидуальный темп, ритм движений, между партнерами устанавливается «свой контакт».
Это задание выполняют в течение 2-3 минут, потом ведущий предлагает каждому найти другого партнера и выполнить то же самое задание
Если партнерам удается
При выполнении упражнения ведущий может подсказать участникам, на что следует обратить внимание.
Ведущий. Отмечайте, в какой позиции находитесь вы и ваш партнер, кто из вас ведущий, кто -- ведомый. В какой позиции вы чувствуете себя комфортно? Как происходит процесс взаимодействия? Что «говорит» вам ваш партнер? Что вы хотите ему «сказать»? Попытайтесь понять, какой человек ваш партнер.
Ведущий предлагает каждому сменить от 5 до 7 партнеров.
После выполнения упражнения все собираются в круг и обсуждают свои чувства, впечатления, ощущения.
В процессе обсуждения участники высказываются. Такое обсуждение позволяет прояснить этапы вхождения в контакт с незнакомым человеком (предъявление себя, знакомство, поиск оптимального варианта взаимодействия, общение, вынужденный выход из контакта). Желательно, чтобы участники отметили, когда возникла усталость, как они чувствовали себя с разными партнерами, были ли негативные переживания, с чем они связаны.
Это упражнение направлено на прояснение позиций человека в общении, на формирование умения переключаться с одного человека на другого, на формирование выносливости, открытости, на развитие творческого потенциала и способов самовыражения.
Большая психологическая игра 3 «Да ну тебя в болото».
Сюжет этой игры направлен на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, выработку умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства.
Конечно, это не значит, что все эти процессы и умения обязательно запустятся или сформируются благодаря небольшому упражнению. Предлагаемые игровые приемы стимулируют, подталкивают группу к развитию, а ее отдельных участников -- к совершенствованию своего группового поведения.
Многое зависит от того, как поведет себя ведущий, сколько самостоятельности он предоставит группе.
Еще больше зависит от самой группы, от того, какие актуальные проблемы сейчас перед ней стоят. Если члены группы испытывают трудности коммуникации -- значит, упражнение будет по большей части направлено на разрешение этой проблемы, а все остальные его возможности отступят на второй план.
Очень важно, как пройдет обсуждение упражнения. Именно на этом этапе появляется возможность передать всей группе те уникальные открытия, которые сделали в процессе.
Собственно, болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов -- по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу. Если такой возможности -- чертить мелом -- нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги (кстати, мы в своей службе именно так и поступили).
Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото.
Инструкция
Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, -- это кочка, ведущий промолчит. Если -- трясина, ведущий скажет: «Буль!» -- участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они -- «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные -- либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.
Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег.
Группа молча выстраивается на «берегу», и один из участников приступает к поиску первой «кочки».
Внешне все поведение ведущего должно быть сосредоточено на отслеживании правил: молчит ли группа, в правильном ли порядке очередной участник наступает на уже найденные «кочки», не попал ли он в «болото» в поисках новой. Никаких подсказок группе давать не надо. А желание такое будет обязательно! Вы увидите, что первое время часть ребят вообще не наблюдает за тем, как шагают по полю их товарищи, а занимается своими делами. Захочется вам подсказать им простой путь помощи друг другу (говорить нельзя, но ведь показывать-то, «угукать» и мычать можно!).
Вас может расстроить то, что участники, счастливо добравшиеся до другого берега, выключаются из игры, вместо того чтобы помогать остальным.
Воздержитесь от комментариев, потому что все происходящее есть отражение состояния группы, есть тот уровень отношений, к которому данный класс сегодня готов. Хочется вам этот уровень изменить?
В рамках данного упражнения лучше всего сделать следующее: найти повод и вернуть всю группу к исходному моменту. Схему перехода через болото менять не надо. Вы увидите, как изменится поведение участников, насколько более ответственными и включенными они станут. Иногда полезно вернуть и два раза... Но это нужно смотреть по ситуации.
Внимательно наблюдайте за взаимоотношениями ребят во время упражнения. Ваши наблюдения -- важный материал для обсуждения в общем кругу.
В некоторых группах «Болото» проходит почти незаметно, как чисто разминочный вариант, а для некоторых классов разворачивается как настоящая драма, кульминация всего занятия.
Упражнение 4. «Твой взгляд»
Группа садится кругом. Каждый участник получает лист бумаги. Заполненный им на втором занятии наполовину - список собственных качеств, которые мешают в общении. Участникам предлагается заполнить вторую часть листа - задание остается тем же.
Вопросы к рефлексии:
- Как изменился твой список качеств?
- Как ты думаешь, почему это произошло?
Результат. Самоанализ.
Беседа 5. Заключительное слово ведущего:
Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ - знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все это правильно и вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить главное в общении - это сам человек.
Общаясь, мы, прежде всего, используем самого себя.
Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами - человеческими личностями. Для этого надо совсем немного - суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входит, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого - желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе.
В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем, друг другу открываться, «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы, часто неосознанно, ставим на пути доверительного общения.
"Каждый человек должен
"Великие цели пробуждают в нас большие силы, активизируют внутренние резервы. Пусть о вас говорят окружающие: "Он знает, чего хочет!" Поэтому ваш девиз "Я хочу! Я могу! Я буду!", а реализация желаний - это и есть настоящий путь к успеху. Успехов вам".
Рекомендации ведущему: Во время проведение рефлексии используется горящая свеча, желательно чтобы во время разговора участник смотрел на огонь.
Необходимо предоставить возможность высказаться всем желающим и ответить на все возникшие вопросы.
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы.
Участникам занятия
Оценка результатов тренинга.
Оцените по 5- бальной шкале сплоченность группы в начале и в конце
тренинга.
Хотели бы Вы сейчас поменять группу? ( да \ нет )
Оцените по 5 - бальной шкале насколько тренинг помог познакомится друг с другом?
Если Вам предстоит длительная творческая работа, то, как бы Вы ее хотели провести?
а) самостоятельно;
б) с некоторыми членами группы;
в) с группой.
Выразите, одним словом свое эмоциональное состояние после тренинга.
Приложение № 1.
Примеры конфликтных ситуаций.
Ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(-ая) ещё!».
Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а книгу он не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти».
Ты купил в магазине полкило колбасы, принес её домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он говорит: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом магазине».
Приложение № 2 «Умей объяснять - умей понимать»