Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, практическая работа
Тренинг конструктивного общения направлен на создание условий для приобретения знаний, умений и навыков, коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения.
После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом.
Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходство и различия.
В заключение дается домашнее задание: предложите своим близким дать вам десять характеристик и сравните их с вашими собственными.
Упражнение 8. «Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
9. Рефлексия занятия.
Упражнение 9. «Ритуал прощания». Ребята становятся в круг и берут за руки друг друга. Каждый говорит группе прощальные слова.
Занятие №3
Тема: Развитие базовых коммуникативных умений.
Задача: знакомство с приемами общения, расширения представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.
Упражнение 1. «Ритуал приветствия» Каждому участнику дается в руки «микрофон» и предлагается продолжить фразу «Я рад сегодня видеть тебя, потому что….».
Упражнение 2. «Испорченный телефон» (разогревающая психотехника). Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
Упражнение 3. "Коллективная сказка". Садимся в круг. Первый начинает рассказывать сказку (одно предложение). Второй, третий и т.д. эту сказку продолжает, предложив тоже по одному предложению так, чтобы смысл сказки продолжался. Можно повторить это дважды.
Упражнение 4. "Прорыв". Способны ли вы добиться своего, несмотря ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять свое, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях.
Возможно, что мы узнаем о себе и о людях что-то новое. Пожалуйста, давайте разделимся на две группы, пусть группы образуют две концентрические окружности: наружный круг и внутренний круг. По команде ведущего, стоящие во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой, а те, кто находится во внешнем круге - против часовой стрелки. По сигналу ведущего - хлопку останавливайтесь, каждый против своего будущего партнера по взаимодействию. Образовались пары, в которых один партнер из внешнего круга, другой из внутреннего. Задача "внешнего партнера" любыми доступными ему средствами прорваться в центр (это могут быть слова, физическая сила (в пределах приличия), хитрость и т.п.). Задача "внутреннего партнера" не пустить ни за что. Он так же применяет все, имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику. После первого поединка, пары расстаются, и все встают в два круга. Опять пройдемся по и против часовой стрелки, пока не услышим сигнала остановки. Начинаем второй поединок и т.д. По окончании игры, ведущий определяет самых настойчивых игроков. Подводим итоги.
Упражнение 5 «Горячий стул». Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие - то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».
Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.
В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.
Упражнение 6. Ролевая игра «Конфликты». Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.
Приложение № 1.
Примеры конфликтных ситуаций.
1. Ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(-ая) ещё!»
2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а книгу он не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти».
3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес её домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он говорит: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом магазине».
Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.
Упражнение 7. «Свое пространство». Один из участников группы добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Он, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает участника, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.
В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделиться чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сократить (увеличить).
8. Рефлексия занятия.
Упражнение 9. «Ритуал прощания». Ребята становятся в круг и берут за руки друг друга. Каждый говорит группе прощальные слова.
Занятие № 4.
Тема: «Совершенствование умений эффективного общения».
Задача: совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков и создание доверительных отношений в группе.
Упражнение 1. «15 слов» (самоконтроль). Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на определенную букву, с условием, если пауза между словами составляет более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается, что участник находится перед своей группой.
Упражнение 2. «Умей объяснять - умей понимать» (см. приложение № 2).
Ведущий говорит, что сейчас должен выйти участник, который считает, что он умеет хорошо объяснять другим непонятные вещи. Возможно, что ребята сами предложат такого человека. Ведущий вручает ему листочек с изображением геометрических фигур -- квадратов, ромбов, кругов, треугольников. Задача ведущего, не показывая листочек, объяснить детям порядок расположения фигур так, чтобы они смогли в своих альбомах сделать точно такой же рисунок.
В первой серии упражнения дети не имеют права задавать никаких уточняющих вопросов.
Во второй серии (может быть, уже с другим ведущим и, разумеется, с другим рисунком) можно задавать вопросы. Дети убеждаются, насколько важно уметь правильно задать вопрос.
Упражнение 3. «Сплетня Иван Ивановича» Цель: наглядно продемонстрировать, как сильно искажается информация при передаче от одного источника к другому. Затем игра плавно перетекает в дискуссию. Дискуссия «Всегда ли стоит доверять слухам или информации в СМИ?»
Материалы: карточки с текстом для ведущего. Можно использовать любые тексты, например:
Приложение № 3
1)«Битва в Останкино»
« В сентябре 1992 года столичной милиции пришлось изрядно потрудиться, разнимая деру4щихся девушек на танцевальной площадке Останкино. «Потасовку» начала десятиклассница: она приревновала своего мальчика к незнакомке, пригласившей его на «белый танец». Соперницы вцепились друг дружке в волосы, им на помощь пришли приятельницы, и началась настоящая битва. В ход шли ногти, зубы и классическое оружие дерущейся женщины: каблуки-шпильки туфель. В ближайшее отделение милиции были доставлены 17 нарушительниц общественного порядка, однако по свидетельству очевидцев, в драке принимали участие не менее 50 девушек».
2) «Письмо»
« Чукча переехавший в город пишет письмо на родину. «Здравствуй, брат! Я пише медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая - дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родиться ребенок, но мы пока еще не знаем - мальчик или девочка, так что пока еще не понятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания. Твой старший брат».
Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.
В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе и СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам, мифам.
Упражнение 4. "Восковая палочка".
Цель: Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди. Затем проводится обсуждение в общем кругу по вопросам: Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры? Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.
Рекомендации ведущему: Следить, чтобы продолжительность одного сеанса не превышала 2 мин.
Продолжительность упражнения - 20-30 мин.
Вопросы к рефлексии:
- Что было самое сложное при падении?
- Смог ли ты довериться
- Какие чувства ты испытывал до падения и после него?
Результат. Психологическое сближение через физический контакт. Сплочение группы. Более внимательное, доверительное отношение друг к другу.
Упражнение 5. «Мои ценности» (см. приложение №43).
Инструкция:
«Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например, новый плейер, дружба с каким-то парнем или девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся, радость видеть благодарных тебе людей или что-то еще. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите эти карточки по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук -- для самого дорогого. Сундуки размером поменьше -- для вещей менее дорогих».
На плакате сделаны
Упражнение 6. « Телеграммы».
Ведущий раздает участникам группы по набору «бланков телеграмм» -- листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других студентах и о себе самом. Ведущий собирает «телеграммы» в «волшебную папку», чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм и если есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность Просмотра телеграмм оговаривается заранее.
Упражнение 7. «Отношение»
Ведущий предлагает мальчикам встать в круг, закрыв глаза, и обращается к девочкам: «Посмотрите на этих ребят, они за целый день очень устали. Сделайте что-то, от чего им стало бы приятно. Проявите самые добрые и теплые чувства по отношению к ним». После этого ведущий спрашивает ощущения ребят. Затем они меняются ролями.