Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, практическая работа
Тренинг конструктивного общения направлен на создание условий для приобретения знаний, умений и навыков, коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Цель: создание условий для приобретения знаний, умений и навыков, коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Структура занятий представлена тремя частями:
Организационная - активизация и формирование настроя группы на продуктивное взаимодействие во время занятия, эмоциональное подключение.
Практическая - актуализация и развитие имеющегося конструктивных навыков поведения. Приобретение личностно-значимого нового опыта в межличностных отношениях, групповом общении, расширение информационно-речевого поля.
Итоговая – подведение итогом тренинга.
Задачи:
- формирование доверительной атмосферы, комфортного эмоционального фона занятий;
- рассмотрение и развитие сильных сторон личности участников;
- знакомство с приемами общения, расширения представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений;
- совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков и создание доверительных отношений в группе;
- сплочение группы, создание в ней теплых дружеских отношений.
Занятие № 1.
Тема: «Знакомство».
Цель занятия формирование доверительной атмосферы, комфортного эмоционального фона занятия.
Упражнение 1. «Снежный ком» (разминочное упражнение). Задача этой игры является знакомство и запоминание имен всех участников тренинга, снятие возможных затруднений при обращении друг с другом. Участникам по кругу называют имена следующим образом: 1-ый участник называет свое имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например Лена - ласковая, Дима - добрый); 2-ой участник называет имя 1-го с его "характеристикой" и говорит свое; 3-й участник называет имена 1-го, 2-го с "характеристиками", затем говорит свое и т.д.
Результат. Знакомство с тренером и раскрепощение участников.
Рекомендации ведущему: Необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения, а также поучаствовать в игре самому.
Продолжительность упражнения - 15-20 мин.
Психологический комментарий: Знакомство таким необычным образом более эффективно. Участники лучше запоминают имена друг друга, настраиваются на занятие.
Групповые правила.
1. Искренность в общении. В группе вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсудить такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним - лучше промолчать.
2. Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге.
3. Право сказать «Нет» -- прекратить обсуждение проблемы.
4. Каждый участник говорит за себя, т.е. от своего имени. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю...», «Мне кажется...».
5. Не критиковать! Каждый имеет право высказать свое мнение. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Общение по принципу «здесь и сейчас»
Рекомендации ведущему: Необходимо подробно объяснить участникам эти правила, дать исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.
Продолжительность упражнения 10 - 15 мин.
Психологический комментарий: Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинговом занятии.
Упражнение 2. «Глаза в глаза». Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3--5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.
Упражнение 3. «Кто как выглядит». Участник вызвавший рискнуть, прячется за дверь. А оставшиеся описывают его во всех подробностях.
Как вариант продолжение игры следующий желающий может отгадать. Какие члены группы сменили позу за время его отсутствия.
Упражнение 4. «Согнать со стула» (упражнение для изучения межличностных ролей). Все участники делятся на пары, один из них садится на стул, а другой встает рядом. Задача участников, которые стоят разными способами согнать со стула своего напарника, и попытаться занять место на этом стуле. Никаких ограничений.
Анализ: Ведущий обсуждает с участниками, какие способы были применены (уговоры, физическая сила, шантаж, лесть). Можно обсудить еще способы. Слова вед. «Почему, когда вам отказывают, вы продолжаете настаивать на своем, не считаясь с желание другого? Почему не можете принять отказ? Спросили, вам отказали, ушли. Уход - это не значит поражение или слабость. Это показывает, что вы считаетесь, уважаете желание с других людей».
Вопросы для рефлексии:
- Какие способы были применены?
- Почему ты выбрал именно эти способы?
- Что ты чувствовал, когда тебе отказывали?
Игра 5. «Построить машину». (выявление лидера). Эта игра помогают ведущему в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками ведущего. Он только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.
- построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
- построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
Упражнение 6. «Спина к спине». Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Все участники группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
Ведущий может спросить:
- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например телефонный разговор), в чем отличия:
- легко ли было вести разговор;
- какой получается беседа - более откровенной или нет.
Все участники группы также могут поделиться своими чувствами.
Упражнение 7. "Комплимент". Участникам предлагается проделать следующее упражнение. Перебрасывая игрушку (например, шарик) из рук в руки, каждый участник должен сказать согруппнику, которому была она послана, комплимент. В ответ тот, в свою очередь, должен выразить благодарность.
Рекомендации ведущему: Постараться объяснить участникам, что комплимент должен быть искренним, от всей души, и желательно с эмоциональным содержанием. Ведущему желательно начать упражнение самому, подать пример.
Продолжительность упражнения - 5-15 мин.
Психологический комментарий: Это упражнение позволит расслабиться, встряхнуться участникам, поднять эмоциональный тонус группы.
Упражнение 8. «Броуновское движение» (упражнение для изучения межличностных ролей). Участникам дается установка представить, что комната - это их жизненное пространство, в котором они могут перемещаться, делать что угодно, но закрытыми глазами. По хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза. По второму хлопку опять закрывают глаза и продолжают двигаться. Ведущий может задавать темп движения.
Вопросы к рефлексии:
- Какие чувства возникали,
- Кто испытывал страх
- Как пытались защититься?
- У кого не было страха?
- Похоже ли поведение здесь на ваше поведение в жизни?
Выводы.
1. Эффективность общения часто зависит от умения идти на конфликт, и, в случае необходимости, идти на уступки.
2. Жизнь - это всегда столкновение, поэтому его не следует бояться.
Результат: освоение нехарактерных для участников ролей в общении.
Упражнение 9. «Ритуал прощания». Ребята становятся в круг и берут за руки друг друга. Каждый говорит группе прощальные слова.
Занятие № 2.
Тема: «Освоение невербального общения и работа с сильными сторонами личности участников».
Цель занятия. Рассмотрение и развитие сильных сторон личности участников.
Упражнение 1. «Поздоровайся по-своему» (разминочная игра). Участникам предлагается поздороваться каждому своим особым способом, чтобы не повторялись.
Результат. Настроить группу на работу, получить положительный эмоциональный заряд.
Упражнение 2. Коллективный счет (разогревающая психотехника). Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально). Во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.
Упражнение 3. "Ассоциации". Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Пожалуйста, кто хочет увидеть себя со стороны, глазами других участников? Сейчас задание участникам, какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу, какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Если есть еще желающие, пожалуйста. Каждый для себя делает выводы. Коллективного обсуждения не проводят.
Как вариант можно предложить ассоциации с птицами, животными, цветком, транспортом, цветом, профессией.
Упражнение 4. "Обмен визитками". Знакомство участников группы предлагается провести следующим образом. Каждому участнику необходимо изготовить представительские визитки в количестве всех членов группы, включая ведущего. Для этого необходимо ясно представить: где, в какой организации, по какой специальности каждый из них хотел бы вести свою профессиональную деятельность в будущем, при условии, что все желания сбудутся. В визитке должны быть указаны место работы, ф.и.о., профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный). На изготовление визитных карточек дается 20-30 мин.
На следующем этапе участники знакомятся между собой, как это принято в деловых кругах, обмениваются визитными карточками, договариваются о продолжении контактов.
Рекомендации ведущему: Необходимо приготовить все необходимое для изготовления визиток, настроить группу, четко объяснить условия задания, а также принять активное участие в выполнении упражнения.
Продолжительность упражнения - 30-45 мин.
Психологический комментарий: Изготовление визиток и знакомство, таким образом, помогает участникам осознать свои основные ценности, цели на будущую профессиональную деятельность, выделить в своем социальном статусе самое важное. Кроме того визитки, полученные от участников ведущим могут служить прекрасным диагностическим материалом.
Игра 5. «Руки» (развитие тактильных ощущений). Все, участники группы должны молча, с закрытыми глазами разойтись по комнате. Их задача состоит в том, чтобы суметь с закрытыми глазами найти себе пару по рукам. Для этого им дается примерно 3-4 минуты. В это время участники упражнения ходит с выставленными вперед руками, и трогают руки других. Те руки, которые оказались приятнее всех не выпускаем их из своих рук. Таким образом, образуются пары. Затем открываем глаза и встречаемся уже глазами.
Обсуждение: почему выбрали именно эти руки, и чем они вам понравились?
Упражнение 6. «Самоанализ». Каждый из участников, сидящих в кругу, получает лист бумаги и делит его на четыре части.
Инструкция: «Дай десять ответов на вопрос: «Кто я такой?» Сделай это быстро, записывая первое, что приходит в голову. Занеси ответы в первый столбик. Во второй столбик нужно записать ответы на тот же вопрос, если бы на него отвечали твои близкие (выбери кого-то конкретно), в третий столбик -- ответы на тот же вопрос, если бы на него отвечал участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив лист от соседа, в оставшемся пустом столбике запиши десять ответов на вопрос «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?»