Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа
Подростковый возраст – довольно широко исследованный период развития личности. Огромный вклад в его изучение внесли Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ст. Холл, Э. Эриксон и многие другие. Известно, что на психическое развитие сильное влияние имеет ближайшее окружение. Наиболее близким окружением для детей является семья, а в подростковом возрасте – семья и группа друзей. Именно в этих двух группах и формируются отношения привязанности. В современной России множество семей находятся либо на грани благополучия, либо уже за этой гранью. В подобных семьях в значительной мере меняются отношения родителей и детей. Особенно остро проблема родительско-детских отношений встает, конечно, в подростковом возрасте.
Введение………………………………………………………………………3
Основные понятия……………………………………………………………5
Подростковый возраст………………………………………………..5
Асоциальная семья……………………………………………………6
Привязанность………………………………………………………...8
Нарушения привязанности…………………………………………………12
Нарушения привязанности, вызванные внутрисемейными проблемами………………………………………………………………12
Трансформация привязанности…………………...………………...18
Заключение………………………………………………………………….20
Список источников…………………………………………………………21
В подростковом возрасте при наличии дезорганизованного (иногда амбивалентного) типа расстройства привязанности часто выявляются различные формы психопатологических расстройств, доходящие до субпсихотического уровня. Основной паттерн и мотив поведения таких подростков — «выразить свою боль и отмстить за неё».
Кроме выше перечисленных изолированных типов расстройств привязанности, можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности как о смешанном типе (комбинация первого и второго типов). Такие дети не отпускают мать от себя ни на шаг, и в этом проявляется их «психологический симбиоз». С возрастом у этих детей нарастает и закрепляется стойкое высокотревожное реагирование. В дальнейшем возрастает конфликт между потребностью психологического отделения от матери, разрыва симбиотической привязанности со стороны ребёнка и потребностью удержать такую симбиотическую зависимость, что приводит к усугублению и без того крайне высокой тревожности у обоих. Этот эмоциональный конфликт наиболее часто проявляется формированием различного рода психосоматических нарушений или усугублением имеющихся соматических/неврологических расстройств. [7]
Таким образом,
мы видим, что основные расстройства
привязанности вызываются именно родительско-детскими
отношениями в семье. Что касается
отношений в асоциальных
Под трансформацией нарушенной привязанности мы понимаем перенос объекта привязанности с родителей на какие-либо внешние объекты (людей, животных, предметы). При этом объект привязанности перестает играть роль защиты от воздействий окружающей среды и начинает выполнять функцию, наоборот, оберегаемого объекта. Практически, новый объект привязанности выполняет функцию «родственной души».
Если новым объектом привязанности становится человек, то он избирается по принципу сходства по каким-либо внешним и внутренним параметрам. К внутренним параметрам можно отнести схожее мировоззрение, ценности, интересы, воспоминания о сходных событиях, существующие на данный момент или решенные в прошлом проблемы. Внешними параметрами могут быть возраст, внешность (симпатия к ней).
Наиболее яркое проявление перенесение объекта привязанности проявляется у подростков с оральным типом характера. Не имея возможности заботиться о себе, они ищут объекты, которым необходима их защита, поддержка, помощь. Такими объектами могут становиться, например, беззащитные животные, или более слабые дети.
Данный эффект усиливается тем фактом, что подросткам очень важен сам факт общения и нахождения рядом с ними близкого человека.
Как уже говорилось,
при трансформации
Трансформация нарушенной привязанности третьего типа (дезорганизованная привязанность) подразумевает под собой поиск такого объекта привязанности, который будет нуждаться в близости больше, чем сам подросток. При этом объект так же может множество раз отвергаться (своеобразная месть за отвержение родителями). Возобновление отношений привязанности при этом может оказаться болезненным для объекта (если в его качестве выступает другой человек), но проходить незаметно для самого подростка.
Следует отметить,
что трансформации может
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные типы нарушений привязанности и возможности их трансформации. Еще раз отметим, что каждый тип нарушения привязанности имеет множество вариантов трансформации. Под трансформацией понимается перенесение объекта привязанности с родителей на внешние объекты, порой выходящие за пределы семейных отношений (хотя такими объектами могут становиться и младшие братья и сестры).
Особенно яркое проявление трансформация имеет у подростков, которым очень важен сам факт нахождения рядом с ними близкого человека (или другого объекта, иногда – неживого). У подростков, выросших в неблагополучных, асоциальных семьях, объект привязанности наиболее часто ищется за пределами семьи. Это объясняется тем, что внутри семьи такие дети чувствуют себя ненужными, невостребованными, нежеланными.
Рассмотрев
варианты трансформации привязанности,
мы можем сделать вывод о
Заметим, что поставленные нами цели решены частично. Анализ литературы позволил выделить типы нарушений и трансформации привязанности, но не механизмы, по которым процесс трансформации протекает. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего исследования данной проблемы, что предположительно будет реализовано в будущих работах.
Список источников
Информация о работе Трансформация нарушенной привязанности у подростков из асоциальных семей