Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:47, курсовая работа
Подростковый возраст – довольно широко исследованный период развития личности. Огромный вклад в его изучение внесли Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ст. Холл, Э. Эриксон и многие другие. Известно, что на психическое развитие сильное влияние имеет ближайшее окружение. Наиболее близким окружением для детей является семья, а в подростковом возрасте – семья и группа друзей. Именно в этих двух группах и формируются отношения привязанности. В современной России множество семей находятся либо на грани благополучия, либо уже за этой гранью. В подобных семьях в значительной мере меняются отношения родителей и детей. Особенно остро проблема родительско-детских отношений встает, конечно, в подростковом возрасте.
Введение………………………………………………………………………3
Основные понятия……………………………………………………………5
Подростковый возраст………………………………………………..5
Асоциальная семья……………………………………………………6
Привязанность………………………………………………………...8
Нарушения привязанности…………………………………………………12
Нарушения привязанности, вызванные внутрисемейными проблемами………………………………………………………………12
Трансформация привязанности…………………...………………...18
Заключение………………………………………………………………….20
Список источников…………………………………………………………21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психологический факультет
Кафедра Общей психологии и
психологии развития
Специальность
Трансформация нарушенной привязанности у подростков
из асоциальных семей
Курсовая работа
Выполнила студентка
2 курса группа 13202.10
Григина Светлана Александровна
Научный руководитель
доцент кафедры общей психологии
и психологии развития,
кандидат психологических наук
Камаева И. О.
работа защищена «___» 20 г.
оценка _____________________
зав. кафедрой профессор,
доктор психологических наук
Агафонов А. Ю.
Самара
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Подростковый возраст – довольно широко исследованный период развития личности. Огромный вклад в его изучение внесли Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ст. Холл, Э. Эриксон и многие другие.
Известно, что
на психическое развитие сильное
влияние имеет ближайшее
В современной России множество семей находятся либо на грани благополучия, либо уже за этой гранью. В подобных семьях в значительной мере меняются отношения родителей и детей. Особенно остро проблема родительско-детских отношений встает, конечно, в подростковом возрасте. А для подростков, выросших в неблагополучных семьях, эта проблема становится наиболее актуальной. Отсюда – нарушения привязанности и перенесение чувства привязанности с родителей на какие-либо внешние объекты (что доказывается многочисленными личными наблюдениями).
Связывая эти три фактора (большое количество неблагополучных семей, сложность родительско-детских отношений в подростковом возрасте и наблюдения за трансформациями привязанности у подростков из неблагополучных семей), мы можем говорить об актуальности нашей работы. Следует понять, как именно происходит трансформация привязанности, чтобы найти методы решения данной проблемы и, возможно, в будущем создать надежные методы работы с асоциальными семьями, имеющими детей-подростков.
Объектом исследования можно назвать подростковую привязанность. Предметом же является комплекс нарушений привязанности, вызванных неблагоприятной внутрисемейной ситуацией, в том числе и перенесение объекта привязанности.
Работа подразумевает под собой решение двух главных задач, поставленных нами на данном этапе: во-первых, анализ литературы по выбранной теме; во-вторых, составление возможного плана дальнейшей работы в обозначенном направлении на основе сделанных выводов.
Подростковый возраст является одним из самых сложных и противоречивых возрастов. Однако как отдельный период развития он выделяется только отечественными психологами. В зарубежной же психологии он является первым этапом юности (так называемая ранняя юность). Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который при неблагоприятном течении имеет тенденцию сокращаться. [4]
Что касается границ данного возраста, то принято считать, что подростковый возраст начинается с 12-13 лет. Верхняя граница в отечественной психологии определяется переходом в высшее или средне-специальное учебное заведение, формированием более широких социальных взаимодействий, а, следовательно, – с большим разнообразием социальных ситуаций развития.
В подростковом возрасте выделяют две значимые сферы взаимодействия – отношения со сверстниками и отношения со взрослыми, прежде всего с родителями.
Общение со сверстниками
пронизывает всю жизнь подростк
Отношения с родителями – также значимая сфера межличностных отношений подростков. Хотя родители уже не могут контролировать все сферы жизни подростка, все же ценностные ориентации подростков, понимание ими социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков полностью зависят от позиции родителей.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность, которая выражается в эмоциональной и нравственной неустойчивости. [8] Подросток часто поддается влиянию со стороны, совершая какие-либо поступки «за компанию». Что касается эмоциональной нестабильности, то она проявляется в первую очередь в частых сменах настроения, аффективных действиях.
В подростковом возрасте Выготский выделяет два новообразования – развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. В связи с возникновением самосознания становится возможным более глубокое понимание подростком не только себя, но и других людей. [4]
Конец возраста характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в системе общественных отношений, своего назначения в жизни.
В целом можно сказать, что подростковый возраст отчасти считается переходом к взрослости, и происходящие в этот период события накладывают наиболее заметный отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья. Термин «асоциальная семья» так же можно отнести к данному списку. Однако следует сделать некоторое уточнение. «Асоциальная семья» – в некоторой степени, более узкое понятие, которое некоторыми авторами относится к классу неблагополучных семей с открытой формой неблагополучия. [10] Подобные семьи оказываются вне сферы социальных взаимодействий (полностью или частично), члены семьи являются носителями асоциальных качеств и форм поведения.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В асоциальной семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. Следует иметь в виду, что степень асоциальности семей, и отношение в них к детям могут быть различны. Один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Наблюдается равнодушно отстраненный стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко подобный образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье. Другой вариант – семья, где родители страдают алкоголизмом, занимаются рукоприкладством (по отношению к друг другу и детям), возможно – занимаются воровством. Дети здесь лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. [5]
Выделим основные характеристики открыто-неблагополучной семьи: во-первых, формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер и проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); во-вторых, наблюдается неблагополучный психологический климат; в-третьих, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [10]
На их основе определим признаки асоциальной семьи. Во-первых, здесь присутствует размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети в ней не знают, какие чувства нормальны, какие – нет. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
Во-вторых – отрицание. Многое в жизни асоциальной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
В-третьих – непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
В-четвертых – низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
И наконец – недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Авторами теории привязанности исторически принято считать Джона Боулби и М. Инсфорд. Своими исследованиями они доказали, что младенец нуждается в продолжительном уходе матери или замещающего лица, которое осуществляет первичный уход. Младенец нуждается в этих предсказуемых последовательных взаимодействиях со значимой воспитывающей личностью (матерью) для того, чтобы сформулировать устойчивую концепцию “Я”. В процессе этого взаимодействия между матерью и ребенком устанавливаются связи, возникает привязанность. Ребенок начинает демонстрировать поведение привязанности.
Привязанность - это инстинктивное поведение ребенка, а также это любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с "объектом привязанности", которым обычно является человек, оказывающий помощь. Такое поведение становится хорошо видно, когда люди запуганы, устали или больны, и им становится легче, когда их успокаивают и проявляют о них заботу. Это можно проследить на протяжении всей жизни любого человека и особенно в случающиеся у него критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы и привязанность в данном случае используется как основа безопасности. С этой точки зрения биологическая функция привязанности состоит в защите развивающегося и уязвимого организма. [2]
Джон Боулби применил этологические принципы к отношениям матери и ребенка. Он считал, что привязанность является специализированной функцией, и эволюционно произошла от функции защиты детеныша от опасности. Все дети в примитивном обществе, удалявшиеся от домашнего очага дальше определенного расстояния, погибали. Хотя вначале младенец посылает сигналы любому из ухаживающих за ним опекунов без различия, в дальнейшем он фокусирует свое внимание на тех главных фигурах, которые откликаются на его крик и вводят его в социальное взаимодействие. Однажды к кому-то привязавшись, ребенок становится способным использовать объект привязанности как безопасную базу для исследования окружающей среды и место, к которому возвращаются после этого. Насколько эффективной окажется фигура привязанности в этой роли, зависит от качества социальных взаимодействий, особенно чувствительности к младенческим сигналам, хотя сам ребенок тоже не лишен роли в этом взаимодействии. [3]
Информация о работе Трансформация нарушенной привязанности у подростков из асоциальных семей