Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого
знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. Именно поэтому меня заинтересовала выбранная мною тема «Тип темперамента учащихся и учёт его особенностей в учебно- воспитательской работе». В личности каждого человека главенствует её социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Содержание

|Введение ………………………………………………………………………… 2
|Понятие о темпераменте …………………………………………………. ……3
|Тип высшей нервной деятельности и темперамент………………….. ……..4-6
|Психологическая характеристика типов темперамента……………………7-13
|Исследование типа темперамента по В.Белову ……………………...........14-19
|Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе…………………..20-23
|Заключение…………………………………………………………………24-25
Список литературы……………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

      Задача  заключается в том, чтобы находить  наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям  нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не  менять темперамент,  а  преодолевать  недостатки  того  или   иного   темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью  создания  на  основе данного  темперамента  ценных  черт  личности.  Зная  темперамент  учащихся, учитель  должен  так  организовать  деятельность  каждого  учащегося,  чтобы постоянно  все  менее  и  менее  резко  проявлялись  отрицательные  свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

      Сказанное   имеет  прямое  отношение   и  к  самому   преподавателю,   к

управлению им собственным  темпераментом. Учителям может  быть  представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет  использовать положительные стороны  своего  темперамента  и  преодолевать  отрицательные.

Например,  представитель  холерического  темперамента  должен   использовать такие свои положительные  черты,  как  страстность,  активность,  энтузиазм, энергичность,   и   сдерживать   такие   отрицательные    проявления,    как вспыльчивость,  аффективность,  резкость,  раздражительность.  Представитель меланхолического типа должен использовать такие  свои  положительные  черты, как  мягкость,  отзывчивость,  тактичность,  и   преодолевать   такие,   как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

      У  учащихся-холериков   надо  стараться  путем   тренировки   развивать

отстающий  тормозной  процесс,  вырабатывать  умение  тормозить  себя,  свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но  настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений,  систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и  взрослыми.

В  трудовой   деятельности   у   таких   учащихся   необходимо   воспитывать

последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них  надо  требовать хорошего выполнения  всех  заданий,  помня  о  том,  что  холерик  не  любит однообразной и кропотливой  работы.  Страстность  же  в  работе,  энергию  и активность, разумную инициативность  холерика  следует  поощрять.  Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким  и повышенным тоном не рекомендуется, это только  его  возбуждение  усилит.  На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

      На   учащихся-меланхоликов   (слабый   тип   нервной   системы)   надо

воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью.  Чрезмерная  строгость  и резкое повышение требований к таким  учащимся  еще  больше  затормаживают  и снижают работоспособность.

      На уроке  таких учащихся надо чаще спрашивать,  создавая  во  время  их

ответа  спокойную  обстановку,  большую  роль  при  этом  играют  одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся  меланхолического  темперамента  необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно  вводить их   в   коллектив.   Внимание   учителя   должны   привлекать   и   ученики флегматического температура,  которым  обычно,  к  сожалению,  не  уделяется достаточного  внимания  –  они  спокойны,  некому  не  мешают,  усидчивы,  и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы.  Но у  флегматика  следует  развивать  недостающие  ему   качества   –   большую подвижность, активность, не  допускать,  чтобы  он  проявлял  безразличие  к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше  активизировать деятельность   учеников-флегматиков,   изживать   равнодушие,   безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять  таких  учащихся  не  только  работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать  у  них  эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

      У учащихся-сангвиников   надо  воспитывать  усидчивость,  устойчивость,

устойчивые   интересы   более   серьезное   отношение   к    любому    делу,

неторопливость, изживать  беззаботную  беспечность,  легкомыслие,  если  они начнут проявляться.

      Большую  роль в обладании  своим   темпераментом  играет  самовоспитание сознательная  установка  учащегося  на  искоренение  у  себя   отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных своств.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                     Заключение

 

          Из написанной мною работы на тему: «Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе»  я  узнала  много  нового  и полезного для себя. Изучение этой проблемы и  литературы  затрагивающей  эти вопросы, поможет  мне  в  моей  дальнейшей  работе  с  учащимися.  Мне,  как преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности  (тип темперамента) учащихся для того,  чтобы  в  процессе  многообразной  учебно- воспитательной   работы   соблюдать   педагогический   такт,    осуществлять индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним  развитием  своих воспитанников рассматривая психологические характеристики  темпераментов,  я пришла в выводу, что в  каждом  из  них  есть  как  хорошие,  так  и  плохие свойства.    Так,    сангвиник    эмоционален    и    отличается     высокой работоспособностью, но побуждения его  неустойчивы,  также  неустойчиво  его внимание.  Меланхолик  отличается  меньшей  работоспособностью   и   большей тревожностью,  но  зато  он  понятно  чувствующий   человек,   как   правило осторожный  и  осмотрительный.   Для   холерика   характерны   отрицательные проявления –  общая  несдержанность,  грубость  и  резкость,  вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных  условиях  жизни и деятельности; но также  характерны  и  положительные  стороны  –  энергия, активность, страстность,  индивидуальность.  Флегматик  пассивный,  ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни,  людям

даже к  самому  себе,  но  при  правильном  воспитании  у  флегматика  легко

формируется  такие  черты,  как  усидчивость,  деловитость,   настойчивость.

Следовательно, нет темпераментов  «плахах»,  нет  темпераментов  «хороших»  - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет  он и  социальной  ценности   –   от   темперамента   не   зависят   склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

      Задача  учителя заключается не в том,  чтобы попытаться переделать  один

тип темперамента в другой, а  в  том,  чтобы  путем  систематической  работы

содействовать  развитию  положительных   сторон   каждого   темперамента   и

одновременно помогать освобождаться  от тех  отрицательных  моментов  которые

могут быть связаны с данным темпераментом.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

        1. В.  А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.

        2. Дичковская Л.Н., Кухарчук А.М., Кучинский Г.М. Изучение личности

           школьника  и  составление   на   него   психолого-педагогической

           характеристики. Мн. БГУ им. В. И.  Ленина, 1983 г.

        3. Платонов  К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.

        4. Петровский  А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология,

           М. Просвещение 1986 г.

        5.  Цуранова  С.П.,  Косаревская  Т.Е.,   Бурдыно   Н.А.   Проблема

           психологии развития  и  дифференциальной  психологии  .  Учебно-

           методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.

        6. П.А.  Фудип. Психология Государственное государства «Физкультура

           и спорт», М. 1958 г.

        7.  Я.  Стреляу  роль  темперамента  в психическом развитии,   М.

           «Прогресс» 1982 г.

 

                                 Содержание

 

 

 

|Аннотация                                                |стр. 1         |

|Введение                                                 |стр. 2         |

|Понятие о темпераменте                                   |стр. 3         |

|Тип высшей нервной деятельности и темперамента           |стр. 4-6       |

|Психологическая характеристика типов темперамента        |стр. 7-13      |

|Исследование типа темперамента по В.Белову               |стр. 14-19     |

|Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе         |стр. 20-23     |

|Заключение                                               |стр. 24-25     |

|Литература                                               |стр. 26        |

 

 

 


Информация о работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе