Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого
знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. Именно поэтому меня заинтересовала выбранная мною тема «Тип темперамента учащихся и учёт его особенностей в учебно- воспитательской работе». В личности каждого человека главенствует её социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Содержание

|Введение ………………………………………………………………………… 2
|Понятие о темпераменте …………………………………………………. ……3
|Тип высшей нервной деятельности и темперамент………………….. ……..4-6
|Психологическая характеристика типов темперамента……………………7-13
|Исследование типа темперамента по В.Белову ……………………...........14-19
|Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе…………………..20-23
|Заключение…………………………………………………………………24-25
Список литературы……………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

       Меланхолический   темперамент  часто  характеризуется   упадничеством,

отсутствием  бодрости   и   решительности   в   своих   действиях,   частыми

колебаниями,  а  в  наиболее  резких  своих  проявлениях   –   пассивностью,

вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку  делом.  Такой  человек уклоняется  от  общественной   деятельности,   погружается   в   собственное переживание.  Но  в  благоприятных  условиях   при   правильном   воспитании  обнаруживается    ценнейшее    качество    личности     меланхолика.     Его впечатлительность,    тонкая    эмоциональная    чувствительность,    острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов  в искусстве  –  музыке,  рисовании,  поэзии.  Меланхолики   часто   отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью:  кто  сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

       Флегматик.  Внешне человек  флегматического   темперамента  отличается

прежде всего малой подвижностью,  движения  его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий.

       Флегматика  характеризует также  слабая  эмоциональная  возбудимость.

Его  чувства  и  настроения  отличаются  ровным  характером   и   изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действий человек.  Он  редко выходит из ровного, спокойного эмоционального  состояния,  его  можно  редко увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

       Характерный  для флегматика строй эмоциональных  состояний  находит  и соответствующее внешнее выражение. Мимика и  жесты  флегматика  однообразны, невыразительны,  речь  медленная,  лишенная   живости,   не   сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать,  флегматик  долго  и обстоятельно  обдумывает  предстоящия  действия;  однако  принятые   решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной  для  него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

       Эти  особенности флегматического темперамента  приобретают  различное значение   в   характеристике   личности    в    зависимости    от    уровня интеллектуального развития и  широты  и  общественной  значимости  интересов человека.

       Обыкновенно   с  флегматическим  темпераментом   связывают   бедность

внутренних  психических  переживаний  –  отсутствие  глубоких  интересов   и высоких  чувств,  медленную  и  слабую   сообразительность,   ограниченность действий  только  удовлетворением  невозможных  потребностей,   вошедших   в привычку.  Однако  такая   характеристика   не   всегда   правильна.   Часто флегматический   темперамент   выражается   в   медлительности   психических процессов, в них слабой внешней экспрессивности  при  сохранении  глубины  и серьезности переживаний.  Флегматик  такого  типа  –  очень  работоспособный человек, не спеша совершающий серьезную и ответственную работу.  Он  спокоен уравновешен во внешних проявлениях своих чувств,  которые  часто  отличаются большой  силой  и  сложностью.  Нередко  люди  флегматического  темперамента

обладают глубокими моральными,  этическими  и  интеллектуальными  чувствами. Такие люди могут проявлять  серьёзное  и  ответственное  отношение  к  своим обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности свое работы.

       Флегматический  темперамент может оказать   отрицательное  влияние  на

развития личности человека,  если  отличающиеся  им  люди  не  обладают  еще необходимым интеллектуальным  развитием  и  глубинной  жизненных  интересов. Если у подростков наблюдается  слишком  большая  вялость  и  медлительность, необходимо  стараться  развивать  у  них  способность  к  более   энергичным действиям.  Ввиду  того,  что  свойственная  флегматикам  медлительность   в основном обусловлена влиянием физиологических  особенностей  высшей  нервной деятельности,   имеется   возможность    путем    повышения    интенсивности невродинамических процессов влиять и на темперамент человека.

       Было  бы ошибкой думать, что каждый  человек может быть отнесён  строго к одному из четырех  видов  темперамента.  Описанные  темпераменты  в  жизни встречаются  редко.  В  характере  каждого   человека   обычно   своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам; про таких  людей  говорят, что они обладают смешенным темпераментом.  Лишь  тогда,  когда  в  характере человека значительно преобладают  черты  того  или  иного  темперамента,  он может быть очень приближенно отнесен  к  представителям  одного  из  четырех

видов темперамента. Часто в различных условиях у людей  проявляется  и  различные  черты темперамента. Например, в бытовой обстановке человек  может  проявлять  себя вялым, на работе же – энергичным и деятельным.

  Для изучения типа  темперамента учащихся я предлагаю  провести исследования типа темперамента по В.Белову, методом ороса.

 

 

 

                           Ход выполнения задания.

       Учащимся  раздают листы (протоколы), на  которых  они  указывают   свою фамилию. Затем отмечают вертикально нумерацией от 1 до  20  четыре  столбца. Далее экспериментатор  зачитывает  испытуемым  утверждения,  соответствующие четырем  типам  темперамента.  Каждый  тип  вопросов  составляет   «паспорт» темперамента, состоящий из 20  вопросов.  Инструкция  испытуемым:  сейчас  я буду зачитывать по 20  вопросов,  на  которые  надо  ответить  объективно  и честно. Ответ обозначайте знаком «+» напротив номера  вопроса  в  протоколе, если то или иное качество,  названное  мною,  имеется  у  вас  и  проявления которого вы не однажды у себя замечали.  Если  вы  считаете,  что  названное мною качества у вас отсутствует то  никакого знака не ставте.

                              Паспорт холерика.

 

 

 

            Если вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Не выдержаны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны  в отношении с людьми.

5. Решительны и инициативный.

6. Энергичны

7. Находчивый в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Не злопамятный и  не обидчивый.

11. Обладаете быстрой,  страстной, со сбивчивыми интонациями,  речью.

12. Неуравновешенны и склоны  к горячности.

13. Агрессивны забияка.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной  мимикой.

16. Способны быстро действовать  и решать.

17. Неустанно стремится  к новому.

18. Обладаете резкими,  порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким  сменам настроений, - то вы чистый  холерик.

                             Паспорт сангвиника.

 

 

 

Если вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Деловиты.

3. Часто не доводите  дело до конца.

4. Склонны переоценивать  себя, свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивее в интересах  и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи  и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь  к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь  за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если  дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь  в  новую  работу  и   быстро  переключаетесь  с   одной

   работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.

13. Общительны и отзывчивы,  не чувствуете скованности   в  общении  с  новыми

   людьми.

14.  Работаете  быстро,  увлеченно,  ровно,  нуждаетесь,  в  перерывах  реже

   других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой,  быстрой, отчетливой речью,   сопровождающейся  живыми

   жестами, выразительной  мимикой.

17. Сохраняете самообладание  в неожиданной, сложной обстановке.

18.  Преимущественно в  бодром настроении.

19. Быстро засыпаете и  пробуждаетесь.

20. Часто не собраны,  проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.

                             Паспорт флегматика.

 

 

 

Если вы:

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите  попусту болтать.

6.  Обладаете  спокойной,  равномерной  речью,   бурно   выражаете   эмоции,

   жестикуляций и  мимики.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело  до конца.

9. Не тратите попусту  сил.

10.  Строго  придерживаетесь   выработанного  распорядка  жизни,  системы   в

   работе.

11. Легко сдерживаете порыв.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете  снисходительное  отношения к колкостям в свой

   адрес.

14. Постоянны в своих отношениях  и интересах,  умеете  ждать,  ладить  с

   друзьями.

15. Медленно включаетесь  в работу и переключаетесь  с одного дела на другое.

16. Ровны в отношении со всеми.

17. Любите аккуратность  и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь  к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижный,  вялы.

20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.

                            Паспорт меланхолика.

 

 

 

Ели вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой  обстановке.

3. Затрудняетесь установить  контакт с незнакомыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои  силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность  и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь,  нуждаетесь в более частых  для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой  речью, иногда снижающееся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь  к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие  требования к себе и к окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны  и легко ранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20.  Стремитесь  вызвать   сочувствие  и  помощь  у   окружающих,  -   то   вы

   меланхолик.

                     Обработка результатов исследования.

 

 

      Чистый  тип темперамента встречается  очень редко.  У  каждого   человека

можно обнаружить качества, характерные  для  различных  типов  темперамента.

Степень выраженности каждого  типа темперамента к человека подсчитывается  по

следующей формулам:

      [pic][pic]   [pic]   [pic]   [pic]

      где   Х – холерический темперамент

            С – сангвинический темперамент

            Ф – флегматический темперамент

            М – меланхолический темперамент

      А – число  утверждений по типам темпераментов  (А=20)

      Ах –  число + в «паспорте» халерика

      Ас –  число + в «паспорте» сангвиника

      Аф – число + в «паспорте» флегматика

      Ам – число + в «паспорте» меланхолика.

      Таким образом,  по  результатам  обработки   данных  ответов  испытуемых

можно  определить  в  процентном  отношении,  какой   из   типов   известных

темпераментов можно присвоить  каждому из учащихся индивидуально.

      Существуют  и  другие,  более  точные  методики  по  определению   типа

темперамента.

      Более глубоко  этот вопрос представлен в  «Опроснике» Ганса Айзенка.  Но используя  все  эти  методики,  необходимо  помнить,   что   проводить   все исследования,  в  данном  случае,  необходимо  несколько  раз,  так  -   как

результаты могут быть совершенно различными. По этому, для  получения  более точных результатов  испытуемого  (учащегося)  опрашивают  несколько  раз,  с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).

            

             Учет темперамента в учебно – воспитательной работе.

 

При любом типе нервной  системе, т.е. при наличии любого  темперамента,

можно  выработать,  воспитать  все  общественно  необходимые,  положительные черты личности и  поведения;  темперамент  будет  лиши  придавать известное своеобразие  этим  чертам.  И.П.Павлов  подчеркивал,  что  образ   поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной  системы,  но и   теми   влияниями,   которые   испытывает   человек   во   время   своего индивидуального существования, т.е.  зависит  от  постоянного  воспитания  и обучения.  В  процессе  воспитания  не  следует  ставить   задачу   изменить темперамент,   например   переделать   холерический   или    меланхолический темперамент  в  сангвистический   или   флегматический.   Во   первых,   это практически   невыполнимая   задача,   так   как   процесс    преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно,  да  и  пути  его еще не достаточно изучены,  а  во  вторых,  в  этом  нет  смысла.  Ведь  нет «хороших» и «плохих» типов высшей  нервной  деятельности  (и  соответственно темпераментов).  Каждый  тип,  темперамента   имеет   и   положительные,   и отрицательные  стороны.  Там,  где  нужна  большая   выносливость,   большаяработоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы;  если  в процессе  деятельности  нужно  проявить  тонкую  чувствительность,  с  такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Информация о работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе