Типы руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:02, реферат

Описание работы

Мой реферат поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Типы руководителей…………………………………………….4
3. Качественные характеристики руководителя……...………….6
4. Лидер – это кто?............................................................................8
5. Женщина – плохой начальник………………………………….10
6. Искусство строить отношения………………………………….12
Заключение…………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

реферат псих упр.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

         Требования к  руководителям   в  отношении  этих  качеств   неодинаковы  на различных уровнях управления. На низшем уровне  ценятся  -   решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высшем  уровне — на  первое место  выдвигаются  умение  стратегически  мыслить  и  оценивать  ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать  творческий процесс подчинённых. 
 

                                     1.3 Лидер – это кто? 

              Лидерство  возникает  там,  где  есть  потребность   в   инициативных действиях.  Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в  состоянии предложить  им  средства  для  удовлетворения  их  важнейших   потребностей, указать нужное  направление  деятельности.  Власть  лидера  основывается  на хорошем  знании  подчиненных,  анализе  ситуации,  определении  ближайших  и отдаленных последствий своих действий, стремлении к   самосовершенствованию, способности  вселять  в  подчиненных  уверенность,  сознание   необходимости совершать те  или  иные  поступки,  ибо  поведение  сотрудников  чаще  всего отражает то, чего от них ждут.

         Должность формально создаёт для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым  его  не  делает.  Можно  быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так  как  он не утверждается  приказом,  а  психологически  признаётся  окружающими  как единственный, кто способен  обеспечить  удовлетворение  их  потребностей  и показать выход из, казалось бы,  безвыходных ситуаций.

         Существует два типа лидеров: инструментальный — в деловых отношениях; экспрессивный — в межличностных  отношениях  (обычно  наиболее  уважаемый человек), который обычно сглаживает  конфликты,  напряжение,  что  повышает эффективность  работы;  в  противном  случае  он  может  стать   зачинщиком асоциального поведения. В качестве лидеров, как правило,  выступают  разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.

         Человек, претендующий на место  лидера, должен психологически стремиться  к превосходству  и  действительно  чем-то  превосходить  остальных,  обладать чётким видением будущего  и  путей  движения  к  нему.  Лидерам  приходится выполнять три основных роли:

          Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей  с другой и упрощающего  диалог  между  ними. Это  и  коммуникатор,  создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

          Во-вторых,  это  роль  информатора,  обеспечивающего  прием,  передачу  и обработку различного рода информации. Это  и  представитель,  разъясняющий значение  и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

          В-третьих,  это  роль,  связанная   с   принятием   решений.   Ее   играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на  себя  всю ответственность  за  риск,  связанный   с   ними.  

          Лидерство - это искусство влияния  на людей, вдохновения их на  то,  чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

         Несмотря на то, что руководство   —  существенный  компонент   эффективного управления,  эффективные  лидеры  не   всегда   являются   одновременно   и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому,  в какой степени он или она влияют на  других.  Иногда  эффективное  лидерство может и мешать формальной организации. Например,  влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнёт ограничивать  выпуск продукции или производить товары или услуги низкого качества. В некоторых  ситуациях  подчинённые могут даже вести за собой старших по должности. 
 

                                1.4 Женщина – плохой начальник 

         Почему – то принято считать,  что женщина не способна быть  лидером?! Так в 1996 Д. Виткин издает “Правда о женщинах” (женщина – плохой начальник – это миф, придуманный мужчинами).

          Считается, что...

           V  Женщины  слишком мягки,  нежны и заботливы,  чтобы быть  хорошими  начальниками.

           V Прежде чем стать начальником,  женщина становится "стервой".

           V  Женщина  не  может  одновременно  заботиться  о  семье  и   руководить коллективом.

           V Став матерью, женщина готова уйти с работы.

           V Женщины больше, чем мужчины,  пользуются больничными и отпусками.

           V  Женщины  работают  ради  "кое-каких"   денег   -   настоящие   деньги зарабатывают  мужья.

           V Женщины на самом деле не  хотят становиться начальниками -  они боятся  ответственности.

           V Женщины не могут быть хорошими  игроками в команде, и потому  мужчины не принимают их в  свои игры.

           V Женщины не лояльны.

          Правда же состоит в том,  что...

           V Женщины-руководители  имеют   более  высокий  рейтинг  по  сравнению с женщинами - исполнителями (данные приводятся на основании исследования более 19000 сотрудников 100 больших и малых предприятий (опрос ERIQ)).

             Мужчины-рабочие уважают женщин-начальников  даже  больше  и  ставят  их  выше начальников-мужчин.

           V Женщины хорошо  выполняют   свою  работу.  Исследование  показало,  что женщины-руководители повсеместно  проявляют  себя  личностями  яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и  способными  работать  много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе,  им  не  требуется внешний контроль.

           V Женщины могут играть в команде.  Женщины-руководители  примерно  на  5% более,   чем   руководители-мужчины,   склонны   выслушивать    мнение  подчиненных - согласно  опросу ERIQ,  проведенному  в 1998  году.  Что касается  лояльности  по  отношению к подчиненным,   то   результаты исследований показали, что 29%  женщин  и 22%  мужчин  считают,  что   женщины-начальники более лояльны к своим подчиненным.  (60%  женщин  и 59% мужчин считают, что руководители обоих полов в этом равны).

           V Женщины способны управиться  и  с  семьей,  и  с   работой.  Подавляющее   большинство  - 94% из 100 работающих матерей, у  которых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются  с обеими работами.  Как  это им удается?  39%  считают,  что  они  являются  очень  организованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологи  согласны   с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинами  труд, работа для них важна сама по себе, просто для  самоуважения.  На самом  деле,  работающая  женщина  с  детьми  менее  подвержена  риску депрессии, чем неработающая.

          Таким образом, мы видим, что  и  мужчина  и  женщина   способны  достаточно хорошо справляться  со  своими  обязанностями.  Важным  фактором  лидерства является  то,  что  он  прекрасно  чувствует  и  понимает   психологические особенности партнеров, противников, умело их  использует  в  официальных  и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную  гибкость  и умение идти на компромисс.  Помимо  ролей,  которые выполняет лидер, им свойственны психологические типы: «игроки» и «открытые».

          «Игроки»  внешне  выглядят  эффектными,  надежными,  гибкими.  Они  умеют «пускать  пыль  в  глаза»,  а  поэтому  быстро   меняют   позиции,   следуя исключительно своим интересам. На деле  они  не  умеют  работать  с  полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

          «Открытые»  лидеры не столь  заметны, но они последовательны;  берутся  за любые самые трудные дела, стремятся  добросовестно  во  все  вникнуть,  чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они  тоже  гибки  и действуют  с  учетом  обстоятельств,  но  живут  не  сегодняшним  днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными  лидерами,  обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

            Считается, что преуспевающий  лидер обладает  почти  магическим  умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не  сваливается  с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно  не  многим.

       Но  талант без труда -  ничто,  поэтому  лидер  должен  постоянно  и  упорно стремиться вперед,  несмотря  ни  на  какие  преграды,  упорно  двигаясь  к собственной цели. 

                               1.5 Искусство строить отношения 

          По своему характеру работа  руководителя  является  управлением   людей  с целью  получения  конкретного  результата.  Работа  по  управлению   людьми предполагает, что  руководитель  хорошо  знает  себя,  свои  способности  и возможности. Он должен хорошо знать и своих  подчиненных,  их  интересы  на работе, да и вообще в жизни. Чем лучше  руководитель  все  это  знает,  тем больше у него возможностей для успеха. Лидер отражает интересы  коллектива, он следит за тем, чтобы конкретные  действия  каждого из  его членов  не противоречили общим интересам, не  подрывали  единство  группы.  Для  этого необходимо быть настойчивым,  испытывать  потребности  в  переменах,  уметь порывать с традициями,  воспринимать  новые  идеи  и  новаторские решения, систематически ими пользоваться, прислушиваться к окружающим независимо  от того, кто они, держать себя откровенно  с  коллегами,  добиваться  обратных связей, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих  хоть какой-то интерес для фирмы.

         Для всех ведущих компаний  характерен принцип «не оставлять  ни  одного предложения,  пусть  даже  незначительного,  без  ответа».  С  этой  целью, например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный  учет  предложений,  которые рассматриваются  на  различные   уровнях   в   зависимости   от    ценности предложения.

          Общая обстановка в коллективе;  уважение  к  мнению  каждого   сотрудника; понимание того, что любой сложный вопрос, решенный в одиночку или  в  узком кругу, не будет  решен  оптимально;  готовность  вынести всякий  серьезный вопрос  на  коллективное  рассмотрение   -   является   основным   условием творческого обсуждения.  Наиболее  яркая  и  выраженная  форма  творческого обсуждения – дискуссия. Но такое обсуждение не возникает  само  собой.  Его надо готовить. К нему надо приучать коллектив, воспитывать в нем привычку к тому, что каждое мнение сотрудника - это ценность, что оно будет  выслушано и  не  отброшено  без  аргументов,  а  либо  опровергнуто  силой  фактов  и доказательств, либо учтено и принято.

          Следовательно, от  нас  требуется   готовность  строить  такие   отношения, которые бы, работая на решение стоящих перед коллективом  задач,  в  то  же время  приносили  нам  удовлетворение.  Одного  только  понимания  другого человека недостаточно  для  организации  отношений  с  ним.  Что  же  тогда необходимо еще?  Руководителю  не  мешает  настроиться  на  соответствующие отношения с подчиненными, памятуя о том, что тем самым он демонстрирует  им готовность и желание общаться, как бы предлагает себя в  качестве  партнера по взаимодействию, вызывая своих  визави  на  аналогичные  встречные  шаги, побуждая их к обоюдности.  Если вы хотите внушать работающим у  вас  людям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу- нужно уметь внимательно слушать.

          Выделяют несколько причин неумения  слушать.

       1. Отсутствие слова от  мысли.  Дело  в  том,  что  мы  думаем  значительно быстрее, чем говорим, нам скучно следить за  смысловым  содержанием  речи собеседника, и фактически "выключаемся" из разговора или, что  не  лучше, перебиваем своего визави.

       2. Стремление дать собеседнику  желательный для него ответ.  Вызывается  это  разными моментами:  ситуация взаимодействия  (жесткие   ролевые  отношения, нежеланием  дискутировать, просто симпатией к собеседнику).

       3. Неумение сиюминутную критику   информации  подчинить  содержательному   ее   рассмотрению.  Иными   словами,  вместо  того,  чтобы   вначале   выслушать  собеседника,  а потом услышанное  подвергнуть   всестороннему  анализу  и затем высказывать какие-то  критические соображения на  сей счет,  мы начинаем с последнего этапа.

Информация о работе Типы руководителя