Типы руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:02, реферат

Описание работы

Мой реферат поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Типы руководителей…………………………………………….4
3. Качественные характеристики руководителя……...………….6
4. Лидер – это кто?............................................................................8
5. Женщина – плохой начальник………………………………….10
6. Искусство строить отношения………………………………….12
Заключение…………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

реферат псих упр.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 

       Содержание 

          Введение…………………………………………………………….3

          1. Типы руководителей…………………………………………….4

          3. Качественные характеристики руководителя……...………….6

          4. Лидер – это кто?............................................................................8

          5. Женщина – плохой начальник………………………………….10

          6. Искусство строить отношения………………………………….12

          Заключение…………………………………………………………15

          Список литературы………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         ВВЕДЕНИЕ 

       Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером  и т.п. Эти свойства формируются при жизни  человека.  На  сколько  эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога  в  жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.

          Потребность в управлении возникает  в повседневной нашей жизни,  абсолютно не важно в какой ситуации это происходит: договариваясь о месте встречи или строя дом. То есть когда хотя бы два человека объединяют  свои  усилия  для достижения  какой-либо  общей  цели,  возникает  задача   координации  их совместных действий, решение которой кто- то из них берет на себя. При этом один становится руководителем, управляющим, а  другой  –  его  подчиненным, исполнителем.

          Психологией   лидерства   интересуются   давно.  Лидер  -  прежде   всего человек, на  поведение  которого  ориентированы  члены группы; именно он задаёт  тон  и  некий  стандарт  поведения,  определяя   цели   и   задачи группы.  Именно   он   имеет   психологическое   право   принудить   членов группы  выполнять  поставленные  перед  ним задачи. Иными   словами, лидер обладает   властью,  высоким  профессионализмом,  компетентностью,  умением соизмерять свою деятельность с существующими законами.  И,  наконец,  самое главное - лидер  принимает  на  себя  ответственность  за  группу  людей  и за  её  действия. В результате появляются те,  кто  специально  занимается управленческой деятельностью. Главной  их  задачей  становится  кропотливая организация, и каждодневное управление  производством  в  целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы.

          Мой реферат поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.    В наше время лидерами, руководителями становятся не только  мужчины,  как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель  уже  больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.   
 

                                     1.1 Типы руководителя 

          Оценка личностных качеств и  проблем, связанных с  отбором   руководителей, является одним  из  самых  сложных  аспектов  управленческой  деятельности.

          Современный  менеджер  выступает  в  нескольких ролях.

          Во-первых,  это управляющий,  облеченный  властью,  руководящий большим коллективом людей.

          Во-вторых, это лидер, способный  вести  за  собой  подчиненных,  используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

          В-третьих, это  -  дипломат,  устанавливающий  контакты  с  партнерами  и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

          В-четвертых, это  -  воспитатель,  обладающий   высокими   нравственными качествами, способный создать  коллектив  и  направляющий  его  развитие  в нужное русло.

          В-пятых, это -  инноватор, он  может  оценить  роль  науки   в  современных условиях и без промедления внедрить в производство то или иное  изобретение или рационализаторское предложение.

          В-шестых, это  -  просто  человек,  обладающий   высокими   знаниями  и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера  и  в то же время рассудительностью, способный быть во всех  отношениях  образцом для окружающих.

         В зависимости  от уровня  управленческой иерархии можно  выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются  друг  от друга набором основных функций, их долей в общей  структуре,  диапазоном  и формой   контактов,   средствами   деятельности,   объёмом   полномочий   и возможностей.

         К высшим руководителям относятся   члены  совета  директоров,  президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля  в  общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то,  что она интернациональна по масштабам,   требует  наличия  большого  опыта,  не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.

         Основные функции высших руководителей  организации состоят в  формулировке её миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах  с  государственными органами и главными контрагентами.

         Руководители  среднего  звена  (основных  подразделений  и   предприятий, входящих  в  данную  организацию), доля  которых   в   общей   численности управляющих составляет 40-60%, назначаются  и  освобождаются  от  должности первым лицом или его заместителями и несут перед  ними  ответственность  за выполнение  полученных  заданий  и  сохранность  имущества   вверенных   им подразделений. Их функции уже локальны.

         Через подчинённых руководителей  низового  уровня  они  управляют   текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям,  осуществляют  контроль, проводят  мероприятия  по  совершенствованию   организации   и   технологии производства, условий труда, соблюдению производственной,  технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководству организации), поощрять  ил  наказывать  своих подчинённых.

         Работа руководителей среднего  звена  в  значительной  мере  варьирует  от организации к организации и  в  большей  степени  зависит  от  особенностей подразделения, чем от  общефирменных задач.  Они готовят информацию  для решений, принимаемых ''наверху'', и после  трансформации  в  технологически удобную форму передают эти  решения  низовым  руководителям  — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с  исполнителями и несут полную ответственность за их действия.

         Таким образом, в  сфере   управления  происходит  разделение  труда:  одни руководители обладают первичными полномочиями и  несут  ответственность  за определение  характера  и   направленности   выработки   решений;   другие, подчинённые им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.

         Помимо официальных   обязанностей,   закреплённых   в   соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанности неофициальные. Они  состоят  в  справедливом  и  уважительном  отношении  к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах,  здоровье,  успехах, взаимоотношениях в коллективе; оказании им при  необходимости  всесторонней помощи, вплоть до принятия на себя их вины.

         Руководитель  должен  избегать  фаворитизма,   нарушающего   стабильность коллектива, знать об отношении  к  себе  подчинённых  и  время  от  времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении. Всё это важно, поскольку на практике не  только  подчинённые  зависят  от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от  их  знаний,  умения работать, готовности исполнять его распоряжения  и  неофициальные  просьбы.

       Кроме того, руководитель зависит и от своих  коллег,  начальников,  деловых партнёров, без содействия которых он  не  в  состоянии  надлежащим  образом выполнить возложенные на него обязанности. 
 

                        1.2 Качественные характеристики руководителя 

       Качества, необходимые руководителям делятся на три группы: профессиональные, личные и деловые.

         К профессиональным относят те, которые  характеризуют  любого  грамотного специалиста и обладание которыми  является  лишь  необходимой  предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Это - компетентность, т.е. система специальных  знаний  и  практических  навыков.  Это   культура   -   общая, техническая,   экономическая,    правовая,    информационная,    психолого-педагогическая.  Обязанности руководителя:

         — высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности  в соответствующей профессии;

         — широта взглядов, эрудиция, глубокое  знание как  своей,  так   и  смежных сфер деятельности;

         — стремление к постоянному  самосовершенствованию, критическому  восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

         — поиск новых форм и методов  работы, помощь окружающим, их обучение;

         — умение планировать свою  работу.

         Личные качества руководителя  в принципе мало  чем  должны  отличаться  от личных качеств других работников, желающих,  чтобы  их  уважали  и  с  ними считались, поэтому обладание  положительными  качествами  тоже  всего  лишь предпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно сказать о  честности  и  порядочности,  предполагающие   всегда   соблюдение   норм общечеловеческой  морали,  скромность  и  справедливость  по  отношению   к окружающим;  упомянуть  физическое  и  психологическое  здоровье;   высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость,  заботливость,  благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

         Однако руководителем делают  человека не профессиональные  или  личные,  а деловые качества, к которым необходимо отнести: умение  создать организацию,   обеспечить   её   деятельность   всем необходимым,  ставить и распределять  среди   исполнителей   задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду; энергичность, честолюбие, стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость и  решительность,  напористость  и  воля,     требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; контактность, коммуникабельность, умение  расположить  к  себе  людей,     убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; целеустремлённость, инициативность, оперативность в  решении  проблем,     умение быстро выбрать главное и  сконцентрироваться  на  нём,  но  при     необходимости легко перестроиться; стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти  на  риск самому и увлекать за собой подчинённых.

         Деловые качества присущи любому  управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и  дела.  Именно деловой руководитель всегда верен взятым на  себя  обязательствам,  в  этом проявляется его профессионализм. По своей природе женщина более обязательна по сравнению с мужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку, но она постарается довести  его  до  конца,  а  не  бросить  при  появлении трудностей и заняться чем-то более важным.  Самый  трудный  психологический барьер при этом – заставить себя делать не  то,  что  хочется,  а  то,  что нужно. А.М. Коллонтай называла это преодоление – «застегнуть  себя  на  все пуговицы». Если дело и руководитель – не одно целое, напрасно ждать от него убежденности. У деловой женщины,  по сравнению  с  мужчиной  при  доведении начатого дела до конца есть своеобразное преимущество – она  умеет  вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели.  Всякая  остановка задевает его самолюбие. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело не идет,  она  останавливается, исподволь накапливая  силы  и  изыскивая  более  эффективные  средства  для «наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов – один из ключевых в процессе руководства.  Деловитость  руководителя  проявляется  в умении кратко и ясно изложить суть проблемы,  длинные  и  пространные  речи можно  расценивать  как  расточительство времени. Лучше  не говорить, но делать, чем не делать, но говорить. Еще  одно  из  характерных проявлений деловитости – знание цифр, фактов, умение  оценить  ситуацию.

Информация о работе Типы руководителя