Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:53, контрольная работа
Древние философы выделяли трехкомпонентную структуру человеческого поведения, в котором проявляется психика. Она включает в себя:
когнитивный (познавательный);
аффективный (чувственный);
практический (преобразующий) элементы.
Меланхолик быстро
утомляем, не уверен в себе, тревожен, но
это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный
человек. Характеризуется, как правило,
замкнутостью, необщительностью, замедленной
реакцией. Склонен к сильным переживаниям
по незначительному поводу, застенчив.
условиях интенсивных производственных
процессов его трудоспособность снижается.
2.5. Определите
тип темперамента у
себя, близких и других
испытуемых.
2.6. Чем экстраверт отличается от интроверта, и перечислите профессии, где лучше будет работать тот или другой.
Помимо типов темперамента
в психологии различают тесно
с ними связанные понятия
Выявление экстраверсии-интроверсии,
а также типов темперамента личности
работника может осуществляться
на основе использования адаптированного
варианта опросника Г. Айзенка. На каждый
предлагаемый ниже вопрос следует быстро
ответить «да> илы «нет.
Экстраверт
2.7. Как
воспринимают время
каждый из типов темперамента.
Попытайтесь объяснить,
почему так.
3.1. Постарайтесь провести эксперимент: «Влияние музыки на состояние человека»
А) Используйте шкалу тревожности («и до и после»)
Б) Опишите результаты кратко.
3.2. Ознакомьтесь с главой 2.6.
3.3. К каким профессиям тянутся различные типы темпераментов.
Важность учета
различных типов темперамента в
кадровой работе обусловливается особенностями
освоения профессий работниками, их
поведения, а также индивидуального
стиля деятельности. В узком смысле
слова индивидуальный стиль деятельности
- это обусловленная
Таким образом, лица,
тяготеющие к разнообразной работе,
характеризуются чаще всего подвижностью
нервных процессов, отдающие предпочтение
кропотливой работе, требующей терпения,
- их инертностью. Монотонную работу выбирают
обладатели слабой нервной системы,
инертных нервных процессов с
преобладанием «внешнего
имеет полуосознанный, сходный с влечением характер, и отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности. Влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности [4].
Темперамент работников
играет важнейшую роль при их взаимо-
восприятии и совместимости в процессе
труда. Например, когда управленческий
коллектив, состоящий на половину из холериков,
на четверть из флегматиков и на столько
же из меланхоликов, должен быстро принимать
решения и действовать, в его функционировании
очень часто могут возникать напряженные
моменты [2]. Наибольшая совместимость
между людьми на производстве (в звеньях
и бригадах), а также в брачно-семейных
отношениях (т.е. в малых группах) достигается
при сочетании людей с противоположны
ми темпераментами
3.4. В чем связь характера и поступка.
Однако наиболее верным ориентиром в определении характера человека являются его поступки, поскольку система привычных практических действий составляет фундамент характера личности. В этом отношении показательна известная восточная поговорка <Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку -пожнешь характер, посей характер - по- жнешь судьбу.
В жизни встречаются как преимуществеiно цельные характеры, так и более противоречивые. При этом их черты существуют не изолированно друг от друга, а образуют определенную структуру. Например, если человеку присуща трусость, то есть основания предполагать, что он не будет обладать инициативностью, решительностью и самостоятельностью, а скорее всего от него можно ожидать угодпивости, недоверчиности, зависимости от мнения других, излишней осторожности [б].
В настоящее время в человеческом языке нашли отражение наименования более 1000 черт характера, поэтому описание всех просто не представляется возможным. В связи с этим выделяют первичные (их называют качествами личности) и вторичные, производные от первых черты, К первичным факторам (качествам) относятся такие, как экстраверсия-интроверсия, тревожность-эмоциональная стабильность, ригидность, смелость-робость, общительность-замкнутость, конформность, мотивация достижения, и др. Например, в зависимости
от условий развития
личности у нее може г преобладать
стремление либо к успеху (работник при
решении производственных ситуаций будет
идти на риск, проявлять инициативу, соревновательную
активность) либо к избеганию неудачи
(человек будет уклоняться от ответственности,
избегать инициативы, придерживаться
позиции невмешательства в неопределенных
ситуациях). Формирование мотивации достижения
завершается, как правило, к юношескому
возрасту, поэтому, зная ее направленность,
можно предвидеть программу поведения
личности в типичных обстоятельствах
и условиях деятельности.
3.5. Что такое акцентуация характера. Определите «на глазок» акцентуацию у себя и других людей.
Большая вариативность черт характера выражается не только в их качественном многообразии, но и в количественных показателях. Когда количественная выраженность определенного свойства достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных их форм, различают следующие виды акцентуации:
циклоидный - проявляется в склонности к резкой смене настроения в зависимости от внешних ситуаций;
астенический - характеризуется тревожностью, нерешительностью, утомляемостью, склонностью к депрессии;
боязливый (сензетивный) - заявляет о себе робостью, тенденцией испытывать чувство неполноцен ности;
шизоидный - выражается в отгороженности, замкнутости, трудностях в установлении контактов, эмоциональной холодности, которая проявляется в отсутствии сострадания;
застревающий - дает о себе знать повышенной раздражительностью, стойкостью отрицательных эмоций, болезненной обидчивостью, подозрительностью, повышенным честолюбием;
эпилептоидный - отличается недостаточной управляемостью, импульсивностью поведения, нетерпимостью, конфликтностью, вязкостью мышления, чрезмерной обстоятельностью речи, педантичностью;
демон’тративнIый - обнаруживает себя в тенденции к вытеснениюнеприятЧых для него фактов и событий, лживости и притворсIве испогiьзуемых для привлечения внимания; характеризует Я отсутствием совести, авантюристичностью, тщеславием;
гиперiiiмный - выделяется постоянной приподнятостью настроенiя, жаждюй деятельности с тенденцией разбрасываться, ндоводитб начатое до конца, повышенной словоохотливостью
дистиный - раличают по чрезвычайной серьезности, ответствен ости, союредоточенности на мрачных и печальных сторонахкизни и еятельности, склонности к депрессии, недостаточ Й акТивчости;
неустс1чивый - распознают по склонности легко поддаваться вЛянию оружающих, нацеленности на постоянный поиск ноых впечтлений, умении легко устанавливать контакты, ноящие, онако, поверхностный характер; при чрезмерной фдчиняеости и зависимости говорят о конформном типе 3, 5].
Учет рзличных акцентуаций характера необходим для осуществле Я индивидуального подхода в воспитании, выборе оптималых фор работы по созданию нормального социально псхологичЕэского климата в трудовых коллективах и укрепленIЮ дисщ’плины труда. Некоторые исследования [З] показывэт пути СIюрмирования различных психологических механизфв, лежащих в основе определенных типов характеров, так, реобладание тенденций, направленных против себя и других, юздает 2авторитарный характер, яркой чертой которого, как то ни покажется странным, является убеждение, что жизнь опеделяетя силами, находящимися вне человека, его интересс и желаний. Поэтому ничего не остается, как подчиниться М. Актиность такой личности -лишь видимость, за ней просупает бесилие, которое она хочет победить. Социальные у’повия возникновения этих характеров существуют в обществ(ИЛИ В остановке), где подавляется свобода и независим ть. Знаiчие особенностей различных механизмов формирсания отрицательных характеров позволяет не только предвдеть пов едение тех или иных работников в опреде-
ленных ситуациях,
но и осуществлять соответствующие меры
по их коррекции.
4.1. Ознакомьтесь
с типами подчинения
и определите
его у себя и других.
В зависимости от черт характера разными людьми неодинаково переживается чувство подчинения [1]. Выделяют три типа подчинения:
1 - человек воспринимает его как вынужденное и внешне навязанное отношение. для таких работников характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга. Требования к ним целесообразно облекать в форму просьбы или совета;
2 - личность вполне
удовлетворена своим
З - индивидуум осознает
необходимость ситуации, чувство долга
у него переходит в привычку, но не заглушает
инициативы. В основе такого типа подчинения
лежит критическая оценка руководителя
и признание его авторитета.
4.2. Назовите основные отличия чиновников.
По степени выраженности признаков бюрократа Б.П. Курашвили выделяет четыре типа управленцев [5].
Идейный работник видит
смысл своей жизни в служении
обществу. Порядочность, скромность, простота,
доступность, внимательное отношение
к людям являются основными его
чертами. Он требователен к себе, самокритичен,
всерьез озабочен постоянным повышением
квалификации. Ему нужны реальные
результаты, а не формальные показатели.
Такой человек смело берет
на себя ответственность, готов возглавить
самое сложное дело, нагружает
себя сверх меры, вдохновляет других,
а подчас и способен жестко спросить
с тех, кто склонен создавать
для себя щадящий режим труда.
Карьерные соображения ему
Честный служащий - почти во всем повторяет идейного работника, хотя не обладает такой же творческой энергией. Его энергия не новаторская, а исполнительская. Он исполнитель по духу и остается им аже на руководящем посту. Как и первый тип, входит в «ЗОГютой фонд кадров управления, поэтому часто становится Р’,ководителем высокого ранга.
добросовестный бюрокрт - искренне верит в ненужность самостоятельности управляЕмых звеньев и в возможность все предусмотреть и расписать в инструкциях. Он чтит интересы коллектива и общества, но н отдельных его членов. Такой работник стремится построить \Iправление по типу технологичес— кого процесса, превратив П(-дчиненных людей в подобие исполнительных механизмов. Стержень его конструктивных идей